Сделайте синтаксический разбор. Составьте схемы. 1. На столе лежали яблоки и груши. 2. На уроке дети читают, пишут, слушают учителя. 3. Я люблю клубничное и шоколадное мороженое. 4. В зоопарке мы видели слонов, носорогов, жирафов. 5. На полке, на полу, на столе лежали книги.
Схема:
На столе
└───── лежали
└───── яблоки
└───── и
└───── груши
Синтаксический разбор:
- "На столе" - предложно-местоименная группа, обозначает место.
- "лежали" - глагол, указывает на действие.
- "яблоки" - существительное во множественном числе, выполняет роль подлежащего.
- "и" - союз, объединяющий яблоки и груши.
- "груши" - существительное во множественном числе, выполняет роль дополнения.
2. На уроке дети читают, пишут, слушают учителя.
Схема:
На уроке
└───── дети
└───── читают
└───── пишут
└───── слушают
└───── учителя
Синтаксический разбор:
- "На уроке" - предложно-местоименная группа, обозначает место.
- "дети" - существительное во множественном числе, выполняет роль подлежащего.
- "читают", "пишут", "слушают" - глаголы, указывающие на действия.
- "учителя" - существительное в единственном числе, выполняет роль дополнения.
3. Я люблю клубничное и шоколадное мороженое.
Схема:
Я
└───── люблю
└───── клубничное
└───── и
└───── шоколадное
└───── мороженое
Синтаксический разбор:
- "Я" - личное местоимение в первом лице, обозначает лицо.
- "люблю" - глагол, указывает на действие.
- "клубничное" - существительное в единственном числе, выполняет роль дополнения.
- "и" - союз, объединяющий клубничное и шоколадное.
- "шоколадное" - существительное в единственном числе, выполняет роль дополнения.
- "мороженое" - существительное в единственном числе, выполняет роль дополнения.
4. В зоопарке мы видели слонов, носорогов, жирафов.
Схема:
В зоопарке
└───── мы
└───── видели
└───── слонов
└───── носорогов
└───── жирафов
Синтаксический разбор:
- "В зоопарке" - предложно-местоименная группа, обозначает место.
- "мы" - личное местоимение в первом лице, обозначает лицо.
- "видели" - глагол, указывает на действие.
- "слонов", "носорогов", "жирафов" - существительные во множественном числе, выполняют роль дополнений.
5. На полке, на полу, на столе лежали книги.
Схема:
На полке
└───── лежали
└───── книги
На полу
└───── лежали
└───── книги
На столе
└───── лежали
└───── книги
Синтаксический разбор:
- "На полке", "на полу", "на столе" - предложно-местоименные группы, обозначают место.
- "лежали" - глагол, указывает на действие.
- "книги" - существительное во множественном числе, выполняет роль подлежащего.