❗ ❗ СДЕЛАТЬ С ЭТОГО ТЕКСТА КРАТКОЕ ПЕРЕКАЗ❗ Вдали замирало город, и монах двинулся к нему. Это был Карлополис - резиденция шведского короля. В приймах у него - Украинский гетман-изгнанник Филипп Орлик, который недавно вернулся из недобитым войском из-под Белой Церкви. Монах слышал, что восемь полков драгун бросил царь Петр на армию Орлика. Когда же отступили царские воины, то двинулись на своих отряды гетмана Скоропадского. Они и разбили армию Орлика.
Поспешил тогда Орлик в Карлополис и спросил короля, где его Король же спросил Орлика, где Мазепы сокровище, за которое должны закупить оружие ... «Вот где», - показал Орлик на казацкий базар за палатками: там толпились турки, татары, покупая у запорожских рыцарей производные доспехи, чтобы казачество имело что съесть хлеба и выпить за прежние победы.
Безнадежность окутывала от этих торгов. Какой нетяга скручивал саблю из дамасской стали в колечко, отпускал, и она випорскувала в воздух звонким криком. Турок принимал саблю, взмахивал ней, перерубая лошадиную волос, затем забирал, бросая продавцу монету. Другой казак щелкал языком пистолет и прицеливался в ястреба, стрелял - и ястреб падал вниз. Казак забирал монету и торопился в трактир. А там артиллеристы уже пропивали выручка за пушки: гуляй душа без кунтуша!
Монах схватил голову в руки: неужели завершает казачество в бесславии свою славную историю? Все случалось на казацком возраста, но никогда не продавал казак оружия ... Что он купит на те, что останутся после ветчину, деньги - ярмо ?!
Монах стоял на пороге гетманской горнице и присматривался к невысокого человека - верного побратима гетмана Мазепы, что в изгнании сам гетманом стал. Филипп Орлик в черкеске, ботфортах, с лысоватым макушкой, ссутулившийся в плечах, стоял у окна и смотрел на базарную збрид.
Повернув голову на скрип двери, гетман увидел монаха, показал рукой, чтобы присел. Гость подумал, что Орлик бессилен, дабы, как Христос, разогнать менял нагайкой. Не может, потому что казаки, озлобленные поражением под Белой Церковью разорвать гетмана на куски.
Заглянув в глаза Орлику, монах спросил:
- Почему не выйдешь к казакам, которые распродают оружие вместе со своей честью?
Поник гетман, долго молчал, потом сказал:
- Вместо победы в бою я дал людям другую ценность. Она сегодня может показаться безвартисного, и когда возвысит нашу нацию среди народов ... Я дал украинскому народу справедливый Закон - «Конституцию прав и свобод Запорожского войска», по которому они имеют право судить даже меня. Им я дал право каждому быть свободным от страха зависимости. Потому что только свободные люди смогут создать свободное государство! Завтра с новым Законом мы визволимося, и тогда рыцарь своего оружия не продаст!
Монах чувствовал, как в душе прокалывается росток надежды, ради которой стоит жить и страдать.
- Возьми мой Закон, - Орлик подал монаху списан мелкой вязью пергамент, - и проповедуй слова его истины
Монах взял свиток, отправился к выходу, и на пороге остановился и спросил:
- Вы собираетесь дальше воевать, пан гетман? Верите в победу?
- Нет, - сказал гетман, и монаху стало увереннее от того, что не услышал браваднои лжи. - За своего жизнь не дождусь победы. Такая сложилась в мире конъюнктура. И должны знать наши законные права, иначе наше право станет незаконным. Должны ежедневно вселять в людей веру в собственный Храм на своей земле. Иди его искать!