Сделать письменный синтаксический разбор двух предложений по выбору из отрывка текста д.с.лихачёва "умейте спорить с достоинством" . найти сложные предложения и определить их типы и виды связи предикативных частей предложения.в жизни приходится много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. в споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение. если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, — это пустой человек, и спор его пустой. как же ведет спор умный и вежливый спорщик? прежде всего он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. и еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник. внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая -и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре. в дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
Лучше всего...- предложение 2:
(1)Проявляет-сказуемое, человек-подлежащее.(2) Когда-союз(обстоятельственный, времени), он-подлеж., ведём-сказ., спорит-сказ./ отстаивая свои убеждения/ -деепричастный оборот (подчеркнуть _._). Схема: [= -], (когда - =,=,/_._/).
(Повествовательное, невосклицательное, СПП, союз "когда"- времени, распространенное, (2)часть(предложение) осложнено дееприч.оброротом).
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек,когда он ведёт дискуссию,спорит,отстаивая свои убеждения.
Предложение сложное, повествовательное,союзное,состоит из двух частей.Главное предложение: лучше всего проявляет свою воспитанность человек; двусоставное, распространённое,неосложнённое.
Главные члены- человек-подлежащее,выражено сущ-м,проявляет-сказуемое,выраж.глаголом.
Лучше всего-как? Обстоятельство образа действия.воспитанность-что? Дополнение,выраж.существ-м.
Свою-чью?определение, выраж притяжательным местоимением.
Придаточное предложение-когда он ведёт
дискуссию,спорит,отстаивая свои убеждения-двусоставное, распространённое,осложнено обособленным обстоятельством.
Главные члены- он-подлежвщее-метоимение,ведёт,спорит-сказуемые-глаголы,
Дискуссию-что?дополнение, выраж.сущ-м;
Отстаивая свои убеждения- обособленное обстоятельство,выраженное деепричастным оборотом.
2.В споре сразу же обнаруживается интеллигентность ,логичность мышления,вежливость,умение уважать людей и самоуважение.
Предложение простое, повествовательное,двусоставное,распространённое, ослоднено однородными подлежащими.
Подлежащие- интеллигентность,логичность мышления,вежливость,умение, самоуважение.,выраж.сущ-ми;
Сказуемое-обнаруживается-глагол;
В споре-где?обстоятельство места,выраж.сущ-м;
Сразу-как?обстоятельство образа действия,выраж.наречием;
Же-частица