Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, сто он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:
(13)- Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено. ( По В. Катаеву)
Задания к тексту:
1.На фоне какого исторического события происходят события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?
1) Гражданской войны
2) Отечественной войны 1812 года
3) Первой мировой войны
4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня? Напишите номер этого предложения.
3. В каком предложении мы найдем ответ на во Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?» Напишите номер этого предложения.
4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения 7?
5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.
1) лишения 4) восторг
2) беспечность5) голод
3) невзгоды
6. Значение какого слова определено неверно?
1) щербатый – без передних зубов
2) полинявший – потерявший окраску, выцветший
3) ефрейтор – воинское звание, второе после рядового
4) смущаться – испытывать сильный страх
7. О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17? Укажите номера слов, называющих эти качества.
1) требовательный4) жадный
2) строгий5) чуткий
3) добродушный 6) заботливый
8. Среди предложений13 – 17 найдите имя существительное. Выпишите его.
9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.
10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?
1) Автор создает возвышенный образ защитников Родины, которые не очерствели сердцем в годы войны и с трепетной нежностью относятся к мальчику.
2) 2) Автор показывает, какие беды приносит война людям, как она жестоко ломает их судьбы.
3) Автор показывает, что солдаты с трепетной нежностью, как к родному сыну, относятся к мальчику.
4) Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек.
11. Докажите, что предложение № 2 сложное. Составьте его схему. Укажите вид связи между предложениями, входящими в состав сложного. Произведите морфологический разбор слова в горле, фонетический разбор слова жадностью.
12. Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор?
Ответ: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Обоснование: В тексте упоминается сержант и солдаты, а также непосредственное присутствие разведчиков и палатки, что указывает на наличие военных действий и, соответственно, на время Великой Отечественной войны.
2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня?
Ответ: Предложение № 3 ("Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, сто он ест крайне неприлично.").
Обоснование: В данном предложении упоминается о том, что Ваня Солнцев был воспитан в степенной крестьянской семье, что позволяет нам сделать вывод о его месте рождения и роста.
3. В каком предложении мы найдем ответ на вопрос "Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?"
Ответ: Предложение № 5 ("Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать.").
Обоснование: Данное предложение указывает на то, что Ваня осознавал, что ест неприлично, но не мог контролировать свой голод.
4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения № 7?
Ответ: В предложении № 7 говорится о том, что глаза Вани были полинявшими от истощения, что указывает на то, что в прежней жизни мальчика были невзгоды и недостаток питания.
5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.
Ответ: лиршения, невзгоды, голод
6. Значение какого слова определено неверно?
Ответ: Значение слова "смущаться – испытывать сильный страх" определено неверно.
Обоснование: Смущаться означает чувствовать опасение, неловкость или смущение, а не испытывать сильный страх.
7. О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17?
Ответ: Добродушный и заботливый.
Обоснование: В предложениях 12-17 говорится о том, как Горбунов обращается с Ваней, интересуется его благополучием и предлагает ему еду, что указывает на его добродушие и заботливость.
8. Среди предложений13 – 17 найдите имя существительное. Выпишите его.
Ответ: слово "пастушок"
9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте?
Ответ: голод, солдаты, палатка
10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?
Ответ: Высказывание № 4 ("Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек") искажает содержание текста.
Обоснование: В тексте нет прямого осуждения Вани за его прожорливость, а скорее показана его голодная и невыносимая ситуация, вызванная военными обстоятельствами.
11. Докажите, что предложение №2 сложное. Составьте его схему. Укажите вид связи между предложениями, входящими в состав сложного. Произведите морфологический разбор слова "в горле", фонетический разбор слова "жадностью".
Ответ: Вид связи - простояллоное.
12. Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор?
Ответ: Описание (например, слова "торопливая жадность", "перцевая закуска"), сравнение (слова "круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове"), повторение (например, фраза "необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную").