Самостоятельная работа по теме “Частица”
Часть 1.
1. В какой строке все слова являются частицей?
1. Вон, из-за, бы
2. Вот, ли, не
3. Словно, вряд ли, но
4. Как, то, также
2. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:
1. Писатель включил в роман элемент расследования, именно это привлекло читателей.
2. Только у одного Павлика были свои, особые мысли.
3. Вон теперь в овраг толкает одичалого коня.
4. Вряд ли эта книга заинтересует читателей.
3.Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.
1. Знал(бы) ты, как красив был закат!
2. Ну(ж) был денѐк!
3. Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалѐнная пожаром, французу отдана?
4. Едва(ли) он закончит доклад за вечер.
4. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.
1. Я увидел н.. большое, а миниатюрное строение.
2. На небе нет н.. облачка.
3. Он стоял н.. жив н.. мертв.
4. В комнате н.. души.
5. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?
1. (Ни)кто не обратил внимания, (ни)когда на жалел
2. (Ни)в чѐм не обвинял, (ни)как не возьму в толк.
3. (Ни)ответа (ни)привета.
4. (Ни)кого не вижу, (не)у кого с В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?
Рисовать Егор (1)н.. умел и (2)н.. разу в жизни (3)н.. видел (4)н.. одной картины.
1. 1, 2, 4 2. 1, 3 3. 2, 4 4. 1,2,3,4 А
7. В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?
1. Афиши (не)расклеены, (не)изъяснимая радость
2. (Не)обладающий знаниями, задача (не)решена
3. (Не)во что верить, (не)зыблемый
4.(Не) мог(не) верить, (не)куда идти
8. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1. Среди ещѐ (не)одетых деревьев черѐмуха была зелѐная.
2. При проверке они (не)дополучили необходимых документов.
3. Задача далеко (не Он шѐл по дороге, (не)смотря под ноги.
9. Укажите предложение с формообразующей частицей.
1. Он не приехал сегодня.
2. Неужели это правда?
3. П у с к а й станет больше новоселий.
4. Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы
10.Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис.
1. Что(то), кто(нибудь), (кое)(о)чѐм, неужели(ли).
2. Почему(то), где(либо), (кое)(с)кем, где (бы) то ни было.
3. Скажи(ка); так (же), как и; (кое)(к)кому, чей(нибудь).
4. Послушай(ка), (кое)кто, какой(то), сколько(нибудь).
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания .
(1)Слово самая удивительная вещь на свете. (2)Смотрите, какие удивительные результаты достигнуты
благодаря речи. (3)Попробуйте представить себе. (4)Что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. (5)Не
было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними
литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека! (6)Слово может ранить
больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. (7)Оно может потрясти массы людей, побудить к действию
целые народы.
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. Слово самая удивительная вещь на свете.
2. Если не было бы речи, то не было бы литературы и науки.
3. Если бы не было бы культуры, то не было бы речи.
4. Словом можно ранить и отравить.
2. Определите стиль и тип данного текста.
1. Публицистический, рассуждение
2. Художественный, описание
3. Художественный, повествование
4. Научный, описание
3. В каком значении употреблено слово «потрясти» в предложении 7?
1. Заставить дрожать, сотрясаться.
2. Сильно взволновать.
3. Сильно тряхнуть.
4. Тряхнуть несколько раз.
4. Из предложения 4 выпишите частицы.
5. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
6. Из предложения 5 выпишите формообразующую частицу.
7. Какой частью речи является слово достигнуты (предложение 2)?
8. Из предложения 5 выпишите противительный союз