С ЗАДАНИЕМ !!
Формы речи: монолог и диалог
167. 1) Прочитайте текст. Какую мысль стремится донести автор до чи-
тателя? Согласны ли вы с утверждениями автора? Объясните почему.
Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь
лет, а другому лет на сорок больше.
— Ты читал «Тома Сойера»?
— Нет.
— А «Вия»?
— Нет.
— Счастливый, — вздохнул с завистью старший.
И правда, можно было позавидовать. Мальчишке только
ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным
Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенны-
131
ми от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских
«Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важ-
но лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти пре-
красные книги.
(С. Михалков)
2) Подумайте и объясните, как автору удалось дословно пере-
дать услышанный разговор и чувства одного из его участников. Как
называются использованные автором формы речи? Чем они различа-
ются?
168. 1) Прочитайте текст Василия Александровича Сухомлинского.
Из скольких реплик состоит диалог? Постарайтесь догадаться, каким
было продолжение последней реплики.
Сегодня в школу впервые пришли
малыши. Мамы привели их и остави-
ли с учителем на зелёной поляне, под
высокой липой.
Учитель Иван Филиппович встре-
чает десятое поколение детей. Дове-
дёт он этих малышей до четвёртого
класса, и его работе в школе испол-
нится сорок лет.
Весёлые, приветливые глаза учи-
теля смотрят в чёрные, синие, голу-
бые глаза ребятишек.
— Дети, вы не видели, как задол-
го до рассвета восходит заря? — спра-
шивает Иван Филиппович, и его ла-
сковая улыбка вызывает у малышей
ответную улыбку.
— Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.
— А не видели вы, как соловей пьёт росу?
— Нет, не видели...
— А как шмель чистит крылышки, перед тем как уле-
теть с цветка?
— Не видели...
— Какие же вы счастливые... — говорит учитель.
2) Прочитайте монолог учителя Ивана Филипповича. Насколько
верными оказались ваши предположения?
— Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и
вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах,
132
затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка шись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому
цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в
цветке и чистит крылышки.
Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем де-
рева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и бы-
стрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.
Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!
3) Составьте небольшое монологическое высказывание на тему
«Что делает нас счастливыми». Запишите составленный монолог заранее!