с тестом. Зачёт по теме «Сложноподчинённые предложения»
(практическая часть)
Задание 1:
– выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки расставлены:
I вариант – правильно;
II вариант – неправильно.
– графически объяснить постановку знаков препинания (схемы).
1. Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека.
2. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
3. Надо поймать тот час когда косые лучи солнца, пронизывая лес скроются за холмом.
4. В первую минуту он почувствовал себя усталым и разбитым, что ему хотелось зарыться головой в шинель, и снова заснуть забыв о Метелице…
5. Осторожно чтобы не разбудить спящих он входит на крыльцо, и бережно кладет букет на ступеньку.
6. Мальчик даром что мал, был очень ловок и хитер.
7. Даром что парню 19-й год, а в работе любого казака за пояс заткнет.
8. От глаз пользы мало, если ум слеп.
Задание 2
– списать данный в карточке текст, расставив недостающие знаки препинания.
– графически объяснить постановку знаков препинания.
– указать средства связи.
– расставить запятые.
– озаглавить текст.
Текст для учащихся I варианта
Если бы природа могла чу..ствовать благодарность к человеку то она выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина пример того как человек отр..шился от всего наносного и начал жить только по велению сер..ца. Если внимательно прочесть все написа(н,нн)ое Пришвиным то останется убеждение что он пр..восходно видел и знал.

Текст для учащихся II варианта.
Много практических задач по матиматик.. и физик.. решил греческий ученый Архимед имя которого упоминается в каждом учебник.. физик.. Среди задач реше(н,нн) Архимедом была задача о том как найти отношение об..ема шара вписа(н,нн)ого в ц..линдр. Архимед вычислил об..ем шара и велел что(бы) после его смерти на могильном камне вырезали чертеж этой задач..
Задание 3
Отредактируйте предложения (исправьте ошибки в построении
сложноподчиненных предложений).
Задание выполняется по вариантам.

1-й вариант 2-й вариант
1. Записать предложения, внеся в него поправку.
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
2. Переделайте предложения, превратив: придаточные предложения причины – в придаточные следствия.
За пять часов времени мы не проехали и двадцати верст, потому что дорога была скверная. 3. Придаточные следствия – в придаточные причины.
Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

Задание 4

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу - верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.
(5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.
(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.
(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

vladkanter vladkanter    2   05.03.2021 06:54    14

Ответы
JULIA110 JULIA110  12.01.2024 13:11
Задание 1:

1. Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека. - I вариант (правильно)
Объяснение: В данном предложении имеется сложноподчиненное предложение с причинной связью: "который определяет культуру человека".

2. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. - II вариант (неправильно)
Объяснение: В данном предложении пропущена запятая перед подчинительным союзом "где". Знаки препинания должны быть поставлены следующим образом: "В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами."

3. Надо поймать тот час когда косые лучи солнца, пронизывая лес скроются за холмом. - II вариант (неправильно)
Объяснение: В данном предложении пропущена запятая перед вводным словом "когда". Знаки препинания должны быть поставлены следующим образом: "Надо поймать тот час, когда косые лучи солнца, пронизывая лес, скроются за холмом."

4. В первую минуту он почувствовал себя усталым и разбитым, что ему хотелось зарыться головой в шинель и снова заснуть забыв о Метелице… - I вариант (правильно)
Объяснение: В данном предложении имеется сложноподчиненное предложение с причинной связью: "что ему хотелось зарыться головой в шинель и снова заснуть забыв о Метелице".

5. Осторожно чтобы не разбудить спящих он входит на крыльцо и бережно кладет букет на ступеньку. - I вариант (правильно)
Объяснение: В данном предложении имеется сложноподчиненное предложение с целью: "чтобы не разбудить спящих".

6. Мальчик даром что мал был очень ловок и хитер. - II вариант (неправильно)
Объяснение: В данном предложении пропущена запятая перед вводным словом "даром что". Знак препинания должен быть поставлен следующим образом: "Мальчик, даром что мал, был очень ловок и хитер."

7. Даром что парню 19-й год а в работе любого казака за пояс заткнет. - II вариант (неправильно)
Объяснение: В данном предложении пропущена запятая перед вводным словом "даром что". Знак препинания должен быть поставлен следующим образом: "Даром что парню 19-й год, а в работе любого казака за пояс заткнет."

8. От глаз пользы мало если ум слеп. - I вариант (правильно)
Объяснение: В данном предложении имеется сложноподчиненное предложение с условной связью: "если ум слеп".

Пояснение по постановке знаков препинания:
- В предложениях 1, 4, 5, и 8 знаки препинания расставлены правильно, так как они отделяют вводные слова и фразы, а также выделяют сложноподчиненные предложения.
- В предложениях 2, 3, 6 и 7 необходимо поставить запятые перед вводными словами и фразами для правильной постановки знаков препинания.

Задание 2:

Текст для учащихся I варианта:
"Если бы природа могла чу..ствовать благодарность к человеку, то она выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина - пример того, как человек отр..шился от всего наносного и начал жить только по велению сер..ца. Если внимательно прочесть все написа(н,нн)ое Пришвиным, то останется убеждение, что он пр..восходно видел и знал."

Пояснение по обоснованию и пошаговому решению:

1. Перед словом "чу..ствовать" необходимо поставить запятую, так как данное слово является вводным (вводит условие).
2. После слова "человеку" также необходимо поставить запятую, так как это завершающее слово вводной части.
3. Знаки ".." обозначают, что в тексте могут быть пропущены буквы, поэтому вместо них нужно поставить запятые.
4. После слова "сер..ца" необходимо поставить запятую, так как это завершающее слово вводной части.
5
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык