с русским языком 10 класс Упражнение 1. Как обозначать орфограмму. Вставьте пропущенные буквы.
1) гор-: выделите корень, укажите исключения:
г. .рячий, г. .релки, подг..рает, пог..рельцы, заг..рают, приг..ревший, г..рячка, приг..рь,
выг..рки, выг..раемость, пepeг..реть, самовозг..рание.
2) клон-, твор-, плав-, зар-: выделите корень:
покл..няться, кл..ниться, накл..н, откл..няется, покл..ниться, скл..нение, скл..няемый,
накл..нить; отв..рить, сотв..рить, притв..риться, притв..рить, тв..рение, тв..рец, раств..рить;
пл..вучий, пл..вунчик, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вец, пл..вчиха, оз..рение, з..рница,
з..ря, оз..рѐнный, з..рничный, оз..ряться, з..ревать.
3) раст-, ращ-, рос-: выделите корень слова:
возр..стает, зар..стает, нар..стить, р..стеньице, отp..щу, взр..щу, прир..щение, подр..щенный,
выр..с, вод..р..сли, зар..сли, р..сток, р..стовшик, отр..сль.
4) лаг-(лож-), кас-(кос-): вьщелите корень слова, подчеркните сочетания каса-, косн-, лага-,
лож-:
безотл..гательный, безотл..жный, распол..гать, распол..жение, пол..гать, подл..жить; к..сание,
к..снуться, к..сательная, прик..сновения, к..сательство, к..снувшийся, местопол..жение,
благораспол..жение .
5) бер- (бир-), пер- (пир-), дер- (дир-), тер- (тир-) , жеч- (жиг-), стел-(стил-), блест-(блист-),
-ня-(-ним-): выделите корень в словах с сочетаниями -ира-, -ила-, -ига-, -има-, -иста-, подчеркните
эти сочетания:
проб..раться, уб..ру, подп..рает, зап..р, разд..рает, отд..рѐт, раст..рать, выт..реть, зам..рает,
зам..реть, приж..гание, заст..лать, заст..лет, бл..стательный, забл..стел, зан..маться, зан..тия,
обм..рает, обм..реть, отп..рев, преп..рательства.
Упражнение 2. Проверьте орфограммы. Спишите, вставьте пропущенные буквы, не.
Объясните написание гласных в корнях с чередованием, н - н в суффиксах.
...сг..раемый, ...прекло..ый, предрасположе..ость, оз..рѐ..ый, оз..рѐ..ость, накл..нѐ..ьй, накло..ость,
...прик..снове..ьй, прик..снове..ость, ...отл..гательность, ...отложный, распол..же..ый, выр..ще..ый,
отр..щѐ...ый, одухотворѐ..ость, настеле..ый, заст..ра..ый, ...сг..раемый, .. .прекло..ый.
Упражнение 3. Орфографическаая разминка. Спишите, вставьте пропущенные буквы, не, ни.
Обозначьте орфограммы в отрицательных местоимениях и наречиях, в корнях с чередованием,
объясните написание не со словами.
...где ... р..стет, ...кем ...выр..щенный, ... к чему прил..жить, ...кем ... изл..женный, ...кому ...
предложенный, ... к чему ... прик..саться, ... к чему … прик..снуться, ..кто ... уб..рает, ...кем …
убра..ьй, ..чем отп..реть, ...кто ... выт..р, ...где пост..лить, ... на чем пост..лить, …кто ... заж..гает,
…где ... прин..мают, ...к чему ... прик..савшийся, ... свет ... з..ря, ...кто ... покл..нился, ...чему ...
покл...нялся, ...кто … отв..рил.