С РУССКИМ Упражнение 11.
Подберите 2 текста (как и в предыдущем упр. 9), но объемом 50—60
строк (желательно текст из нескольких абзацев) и проведите
исследовательскую работу:
1. Сопоставьте синтаксис научного и художественного текстов.
2. Выявите синтаксические особенности научного стиля речи.
3. Выпишите сначала из научного, затем из художественного текста
словосочетания следующих типов (предлоги выписывайте вместе с
существительными):
а)сущ. + сущ.;
б) сущ. + сущ. + сущ.;
в) сущ. + сущ. + сущ. + сущ.
В каком тексте встречается больше подобных словосочетаний?
4. Выпишите словосочетания:
а) с прямым порядком слов (т. е. сущ. + гл.; прилаг. + сущ.; нареч. + гл.; числ.
+ сущ.);
б) с обратным порядком слов.
5. Найдите ключевые слова (наиболее важные для раскрытия данной темы,
часто повторяющиеся; в научном стиле ими обычно бывают слова-термины)
и понаблюдайте: как часто каждое из них повторяется; заменяется ли оно
синонимом или личным местоимением в каждом из текстов.
6. Выпишите вводные слова, определите их значение.
7. Проанализируйте, где чаще употребляются причастные и деепричастные
обороты. Какова их роль в предложении в текстах обоих стилей? Где
возможна замена придаточным, а где она нежелательна?
8. Какие предложения по структуре (простые или сложные) употребляются в
каждом из текстов?
9. Как вы думаете, какова роль сложноподчиненных предложений в таких
текстах? Сделайте вывод.
10. Сопоставьте употребление сравнительных оборотов и сравнительных
придаточных в обоих текстах. Укажите их основное назначение в каждом из
стилей речи.
11. Найдите в научном тексте особые средства связи между предложениями и
абзацами, обычно не встречающиеся в художественном тексте (обороты
типа следует добавить, как уже было сказано, опыты показали, отсюда
следует вывод и т. д.).
12. Сделайте выводы по каждому пункту задания. Попытайтесь объяснить,
чем обусловлены особенности синтаксиса научного стиля речи
(«нанизывание» существительных в родительном падеже, использование по
преимуществу прямого порядка слов, повторение ключевых слов, особый
характер вводных слов и др.).