с контрольной работой по русскому Определите лексическое значение выделенного слова.
Конец сентября. Проходя вблизи летяжьей осины, я непременно к ней сворачиваю и склоняюсь ухом к дуплу. И иногда слышу эту тихую ДРОБЬ. Не громко, но совершенно явственно. И тишина надолго. Но если хватало терпения, можно было дождаться и новой дроби.
У меня терпения хватало, и я выяснил наконец, что летяга «играет на барабане» с половины сентября и чуть ли не до конца октября. А весной с середины марта до середины апреля.
2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
А бабушка с тех пор не доверяла Настеньке, не отпускала её ни на шаг и держала в грязном теле.
3.В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Весь день над душистым хмелем кружились ХЛОПОТЛИВЫЕ пчёлы.
Хмурая ДОЖДЕВАЯ туча виднелась уже за дорогой.
«ОДЕНЬ-ка шапку!» - сердито крикнула мама убегающему Митьке.
Меньшиков, будучи человеком находчивым, ВОСПОЛНЯЛ недостаток образования остротою ума.
4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово.
С Юрием Карловичем Олешей я впервые познакомился в самом начале войны, в июле 1941 года.
5.Выпишите из текста синонимичную пару (пару синонимов).
И всё сбылось. Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.
Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.
6.Выпишите из текста антонимичную пару (пару контекстуальных антонимов).
Наш самолёт обгоняет косяки перелётных птиц. Внизу блестит река. С её старого русла, заросшего кустарником, поднимаются стаи гусей и уток, испуганных приближением самолёта. Сделав разворот, мы снижаемся на расчищенную посреди леса площадку.
Коснувшись земли, самолёт катится по утоптанному лугу. На лесном аэродроме, расположенном в таёжной глуши, живёт сторож-старик. Встречая прилетевший самолёт, радостно приветствует он знакомых. Ещё не выходя, из кабины, лётчик кричит своему старому приятелю: «Как живёшь, дедушка?!»
7.Выпишите из текста один фразеологизм.
Я согласился и переехал к Марии Дмитриевне. Так я познакомился с геологом Василием Дмитриевичем Шацким – одним из будущих героев моей повести «Кара-Бугаз».
В доме было действительно тихо, даже как-то сонно. Мария Дмитриевна весь день пропадала в амбулатории и по больным, старушка мать сидела за пасьянсом, а геолог редко выходил из своей комнаты. С утра он прочитывал от доски до доски газеты, потом почти до ночи что-то быстро писал, исписывая за день толстую общую тетрадь.
Изредка с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза.
8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов и объясните свой выбор.
1)прим..рение (сторон), (переменная) обл..чность, гарм..нист;
2)раств..ряясь (в воде), микроск..пические (организмы), нач..сление (зарплаты);
3)прид..вать (оттенок), оч..рованные (зрители), раст..рять (преимущество);
4)привл..кательность, р..систое (утро), воссоед..нение (народа);
5)прид..раться (к ошибкам), т..лковать (сны), сод..ржание (рассказа).
9.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите эти цифры и объясните свой выбор.
Но он знал и цену вещам - относительно новая, бережё(1)ая для выездов форме(2)ая железнодорожная фуражка украшала его большую голову, и сапоги хромовые, ноше(3)ые много лет, были тщательно подлата(4)ы и дратвой во многих местах. Что он коре(5)ой степняк, работяга, можно было заметить по его задубелому от жгучего солнца и постоя(6)ого ветра коричневому лицу и жестким, жилистым рукам. Ссутулившиеся преждевреме(7)о от трудов, плечи его могуче обвисли, и оттого шея казалась дли(8)ой, вытянувшейся, как у гусака, хотя роста он был среднего. Удивительные у него были глаза - карие, всепонимающие, внимательные, улыбчивые, с лучами разбегающихся морщин от прищура.
10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же гласная буква.
1)над зеленеющ..м дн..вать и ноч..вать;
2)в ревущ..м потоке, невид..мый глазу, продл..вать каникулы;
3)немысл..мое происшествие, раскле..л объявления, признак будущ..й славы;
4)восп..вать подвиг, волны спеющ..й ржи, сердце подскаж..т;
5)стел..щийся туман, раста..т льды, крестьянки пол..т грядки.