Русский язык Спишите, определите часть речи слов со скобками.
1. На ней то(же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад...
3. Друзья то(же) приехали.
4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.
2. Спишите, определите часть речи слов со скобками.
1. Что(бы) не надо одеваться по погоде.
2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
4. Найдите в тексте слово, не обладающее собственным значением, но придающее дополнительный оттенок значениям других слов или всему предложению. Укажите номер ответа. Как кроток и отраден день лучистый... (К. Бальмонт).
1. Первое слово.
2. Второе слово.
3. Третье слово.
4. Четвёртое слово.
5. Найдите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения. Укажите номер ответа.
Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).
1. Слово моя — с указательным значением.
2. Слово пусть — формирующее значение повелительного наклонения.
3. Слово не — отрицание.
6. Какие дополнительные оттенки вносят частицы? Выпишите частицы, соотнесите буквы с частицами
1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?
2. Вот мой дом. Вон там гора.
3. Что за аромат! Куда уж тебе!
А. Оттенок указательности.
Б. Во В. Восклицательные: оттенок эмоциональности.
7. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложения, их разряд. Выпишите частицы, соотнесите буквы с частицами
1. Она исполнять ваши желания, и только (Н. Лесков).
2. Матушка на другой же день отправилась к мачехе, поджидавшей её с особенным нетерпением (Е. Водовозова).
3. Он моря не боится (И. Бунин).
4. Нет ни звезды (И. Бунин).
А. Отрицательная частица. Б. Усилительная частица.
8. Какие формы глагола образованы с частиц? Соотнесите буквы и цифры
1. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).
2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).
А. Форма повелительного наклонения.
Б. Форма сослагательного (условного) наклонения.
9. Какие из перечисляемых частей речи пишутся с не всегда раздельно (если это не часть корня)? Укажите номер ответа.
1. Имя существительное. 2. Имя числительное.
3. Глагол. 4. Союз.
5. Деепричастие 6. Причастие
7. Имя прилагательное
10. Спишите, раскройте скобки, указывая цепочки слов со слитным написанием не.
1. (Не)взгода, (не)настный, (не)навидетъ, (не)годующий, (не)льзя.
2. (Не)верное, а ложное мнение; (не)тревожный, а спокойный.
3. (Не)видя, (не)смотрел, (не)поговорив, (не)заболеет.
4. (Не)смотря на снегопад, (не)взирая на проблемы.
11. Спишите, определите написание ни или не.
Кем бы он н.. был — жив (П. Антокольский).
1. Ни. 2. Не.
12. Спишите, раскрывая скобки.
1. (Не)искавший себе выгоды.
2. (Не)дрожащий, а ровный свет.
3. (Не)открытые острова.
4. (Не)забитые на зиму досками окна.
На ней то же платье,что и вчера
Также как и много лет назад
Во втором предложении слово "так(же)" является наречием, так как оно указывает на сходство или равенство объектов ("так же как и много лет назад").
В третьем предложении слово "то(же)" является местоимением и заменяет имя существительное. Оно указывает на сходство предметов или явлений ("друзья то же приехали").
В четвертом предложении слово "так(же)" является наречием, так как оно указывает на сходство или равенство объектов ("звезды так же пропали").
2. В первом предложении слово "что(бы)" является союзом, так как оно выражает цель, намерение или условие ("что бы не надо одеваться по погоде").
Во втором предложении слово "что(бы)" также является союзом и выражает цель или условие ("что бы ни случилось").
В третьем предложении слово "что(бы)" является союзом и выражает цель или условие ("на то и щука в море, чтобы карась не дремал").
В четвертом предложении слово "что(б)" является союзом и выражает цель или условие ("что б других учить, надо свой разум наточить").
В пятом предложении слово "что(бы)" является союзом и выражает цель или условие ("что бы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть").
3. В тексте слово "и" является союзом. Оно связывает слова или предложения в единое целое, не обладая собственным значением. (Ответ: 1. Первое слово)
4. В тексте слово "пусть" является формирующим значением повелительного наклонения. Оно придаёт особую грамматическую форму, но не имеет самостоятельного значения. (Ответ: 2. Слово пусть - формирующее значение повелительного наклонения)
5. Частицы придают различные оттенки:
- "неужели" - оттенок указательности
- "вот" - оттенок указательности
- "что за" - восклицательные, оттенок эмоциональности
(Ответ: А. Оттенок указательности, Б. Во В. Восклицательные, оттенок эмоциональности)
6. Частицы вносят следующие дополнительные оттенки:
- "не" - отрицательная частица
- "же" - усилительная частица
(Ответ: А. Отрицательная частица, Б. Усилительная частица)
7. Частицы в предложениях вносят следующие разряды:
- "и только" - отрицательная частица
- "же" - усилительная частица
- "не" - отрицательная частица
- "ни" - отрицательная частица
(Ответ: А. Отрицательная частица, Б. Усилительная частица)
8. Формы глагола, образованные с частиц:
- "пусть" - форма повелительного наклонения
- "бы" - форма сослагательного (условного) наклонения
(Ответ: А. Форма повелительного наклонения, Б. Форма сослагательного/условного наклонения)
9. Очень хороший вопрос! Следующие части речи могут писаться с "не" раздельно:
- Имя прилагательное (7)
- Имя существительное (1)
- Союз (4)
(Ответ: 1, 4, 7)
10. Цепочки слов со слитным написанием "не":
- неугодный, ненастный, ненавидеть, нельзя
- неверное, натревожный
- несмотря, непоговорив, незаболеет
- нетревожный, невзирая
(Ответ: 1, 3, 4)
11. В предложении "Кем бы он ни был" используется частица "ни" для образования сослагательного наклонения. Правильный ответ: 1. Ни.
12. Цепочки слов со скобками:
- неискавшийся
- недрожащий
- неоткрытые
- незабитые
(Ответ: 1, 2, 3, 4)