Русский язык. Проанализируйте фрагменты текстов с точки зрения актуального членения. В коммуникативно расчлененных высказываниях выделите тему и рему. 1. Вадим Петрович сел на пол, поджав ноги, продолжал перелистывать дневник. В нем ни слова не было о себе. Но с каждой страницы будто поднималась к нему Катина вечная юность, доверчивая и чистая нежность. И он видел ее руку с голубоватыми жилками, ее теплые, ясные глаза (А.Н. Толстой).

2. После полудня мы уже шли в гору. Как печальна была эта дорога! Низкорослый лес на обрывах и скатах был редок, дремал и скупо ронял мелкие желтые листья. Иногда из-за деревьев глядели тупые, изумленные морды больших красных коров. Иногда слышался птичий свист мальчишек-пастухов, собиравших по кустам хворост. Мы шагали все выше и выше (И. Бунин).

3. Николай доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок. Лопахин не стал есть свою порцию. Он на корточках сидел около костра, мешал палкой в ведре и с вожделением смотрел на раков, вытянувших неподвижные клещи из окутанной паром воды. Приторный запах разваренного укропа стоял возле костра… (М. Шолохов).

4. Я встал за кафедру. С одной стороны положил перед собой свои часы, с другой стороны – замечательную книгу с завораживающим названием «Пушкин в воспоминаниях современников». Страха не было.

- Пушкин- великий русский поэт! – воскликнул я легко, вдохновенно и страстно.

Все со мной были согласны. Глядели на меня, не отводя глаз, как с семейной фотографии (Б. Окуджава).

Mashoo4rik Mashoo4rik    2   12.12.2020 02:34    32

Ответы
nekit1205 nekit1205  24.12.2023 16:25
Фрагменты текстов, представленные в задании, можно проанализировать с точки зрения актуального членения. Актуальное членение - это внутреннее строение предложения, которое выражает характерные отношения между его членами.

Рассмотрим каждый из текстов по отдельности:

1. Вадим Петрович сел на пол, поджав ноги, продолжал перелистывать дневник. В нем ни слова не было о себе. Но с каждой страницы будто поднималась к нему Катина вечная юность, доверчивая и чистая нежность. И он видел ее руку с голубоватыми жилками, ее теплые, ясные глаза (А.Н. Толстой).

В данном фрагменте можно выделить следующие коммуникативно расчлененные высказывания:

1) Вадим Петрович сел на пол, поджав ноги, продолжал перелистывать дневник.
- Тема: действие Вадима Петровича (сел на пол, поджав ноги, перелистывал дневник).
- Рема: само действие (сел на пол, поджал ноги, продолжал перелистывать дневник).

2) В нем ни слова не было о себе.
- Тема: отсутствие слов о себе в дневнике.
- Рема: отсутствие слов о себе.

3) Но с каждой страницы будто поднималась к нему Катина вечная юность, доверчивая и чистая нежность.
- Тема: подъем Катиной юности и нежности к Вадиму Петровичу с каждой страницей.
- Рема: подъем Катиной юности и нежности.

4) И он видел ее руку с голубоватыми жилками, ее теплые, ясные глаза.
- Тема: видение Вадимом Петровичем руки и глаз Кати.
- Рема: видение руки и глаз Кати.

2. После полудня мы уже шли в гору. Как печальна была эта дорога! Низкорослый лес на обрывах и скатах был редок, дремал и скупо ронял мелкие желтые листья. Иногда из-за деревьев глядели тупые, изумленные морды больших красных коров. Иногда слышался птичий свист мальчишек-пастухов, собиравших по кустам хворост. Мы шагали все выше и выше (И. Бунин).

В данном фрагменте можно выделить следующие коммуникативно расчлененные высказывания:

1) После полудня мы уже шли в гору.
- Тема: действие (мы шли в гору).
- Рема: само действие (шли в гору).

2) Как печальна была эта дорога!
- Тема: состояние дороги (печальна).
- Рема: эта дорога.

3) Низкорослый лес на обрывах и скатах был редок, дремал и скупо ронял мелкие желтые листья.
- Тема: характеристика леса на обрывах и скатах (редок, дремал, скупо ронял мелкие желтые листья).
- Рема: сама характеристика (редок, дремал, скупо ронял).

4) Иногда из-за деревьев глядели тупые, изумленные морды больших красных коров.
- Тема: видение морд больших красных коров.
- Рема: видение морд больших красных коров.

5) Иногда слышался птичий свист мальчишек-пастухов, собиравших по кустам хворост.
- Тема: слышание птичьего свиста мальчишками-пастухами.
- Рема: слышание птичьего свиста.

6) Мы шагали все выше и выше.
- Тема: действие (шагали все выше и выше).
- Рема: само действие (шагали все выше и выше).

3. Николай доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок. Лопахин не стал есть свою порцию. Он на корточках сидел около костра, мешал палкой в ведре и с вожделением смотрел на раков, вытянувших неподвижные клещи из окутанной паром воды. Приторный запах разваренного укропа стоял возле костра… (М. Шолохов).

В данном фрагменте можно выделить следующие коммуникативно расчлененные высказывания:

1) Николай доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок.
- Тема: действие Николая (доел кашу, вымыл и вытер котелок).
- Рема: само действие (доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок).

2) Лопахин не стал есть свою порцию.
- Тема: отсутствие действия (Лопахин не стал есть свою порцию).
- Рема: само отсутствие действия (не стал есть свою порцию).

3) Он на корточках сидел около костра, мешал палкой в ведре и с вожделением смотрел на раков, вытянувших неподвижные клещи из окутанной паром воды.
- Тема: действие Лопахина (сидел на корточках, мешал палкой, смотрел на раков).
- Рема: само действие (сидел, мешал, смотрел).

4) Приторный запах разваренного укропа стоял возле костра…
- Тема: запах разваренного укропа (приторный).
- Рема: сам запах разваренного укропа.

4. Я встал за кафедру. С одной стороны положил перед собой свои часы, с другой стороны – замечательную книгу с завораживающим названием «Пушкин в воспоминаниях современников». Страха не было.

- Пушкин- великий русский поэт! – воскликнул я легко, вдохновенно и страстно.

Все со мной были согласны. Глядели на меня, не отводя глаз, как с семейной фотографии (Б. Окуджава).

В данном фрагменте можно выделить следующие коммуникативно расчлененные высказывания:

1) Я встал за кафедру.
- Тема: действие (встал за кафедру).
- Рема: само действие (встал за кафедру).

2) С одной стороны положил перед собой свои часы, с другой стороны – замечательную книгу с завораживающим названием «Пушкин в воспоминаниях современников».
- Тема: расположение предметов (часы, книга).
- Рема: расположение предметов (положил перед собой свои часы, замечательную книгу).

3) Пушкин - великий русский поэт! – воскликнул я легко, вдохновенно и страстно.
- Тема: удивление поэзии Пушкина.
- Рема: само удивление (воскликнул).

4) Все со мной были согласны. Глядели на меня, не отводя глаз, как с семейной фотографии.
- Тема: отношение других людей (согласие, внимание).
- Рема: само отношение (были согласны, глядели на меня, не отводя глаз).

Данный анализ позволяет четко определить тему и рему в каждом коммуникативно расчлененном высказывании. Это позволяет лучше понять основные идеи, которые автор хочет передать.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык