РУБЛЕЙ СКИНУ НА КАРТУ ПЕРВОМУ КТО Практическая работа № 4. Тема Принципы русской пунктуации. Цели выполнения работы: Научиться применять теоретические знания раздела «Синтаксис и пунктуация» на практике. Теоретическая часть
Под пунктуацией следует понимать, с одной стороны, систему графических неалфавитных знаков (знаков препинания), а с другой стороны, систему правил, в которой описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста. Основные принципы пунктуации. Самый лёгкий принцип: знаки препинания не ставятся внутри слова. Следующий звучит так: не следует руководствоваться в постановке знаков препинания интонацией. Важный принцип пунктуации связан со структурой предложения: знаки препинания отличают начало и (или) конец синтаксической единицы (предложения, словосочетания, слова). Указывая на членение речи, знаки препинания служат ещё и средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Инструкция по выполнению работы 1.Внимательно прочитайте тему и цели работы, запишите в тетрадь. 2.Прочитайте теоретическую часть и вспомните изученный материал. 3. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.Разделите предложения по группам, соответствующим правилам пунктуации:
а. запятые, выделяющие части сложного предложения; б. запятые, выделяющие обособленные члены предложения (определения, обстоятельства и т. п.) в. запятые, оформляющие сравнительный оборот; г. запятые, оформляющие вводные слова и конструкции.
Образец: Есть тысяча быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона. – б Люди любят удивляться , и это служит семенами науки. – а 1.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мёд только по цветочным венчикам . (Т. Тассо) Время неподвижно как берег нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы. (П. Буаст) Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову. (С. Моэм) Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств. (А. Линкольн) нужно знать не потому что оно а потому что уходя не умело убрать своих последствий. (В. Ключевский) нужно знать не потому что оно а потому что уходя не умело убрать своих последствий. (В. Ключевский)
2.Перепишите. Расставьте знаки препинания найдите соответствия. Образец: Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятым. – Б 1.Днём к Семёну приходили разные люди и докторша и отдыхающие и директор и соседи. 2.Тишина тягучая и влажная вновь овладела лесом. 3.Мой брат Петя учитель чудесно поёт. 4.Пчёлы сверкнув на солнце опускались к леткам ульев. 5.Страстный любитель рыбалки я целыми днями не бывал дома. 6.Испугавшись крика филина мальчики бежали сломя голову. 7.Приметы связаны со всем с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркостью света. 8.За исключением некоторых деталей лекция нравилась мне. 9.Рассвет наступил поздно из-за тумана густо залёгшего вскоре после полуночи.
А. Предложение осложнено обособленным обстоятельством. Б. Предложение осложнено обособленным дополнением. В. Предложение осложнено однородным подлежащим. Г. Предложение осложнено обособленным определением. Д. Предложение осложнено обособленным приложением. Е. Предложение осложнено однородным дополнением.
6*. Перепишите, расставьте знаки препинания: 1.Он почти не шевелился и только медленно поглядывал кругом как бы из-под ярма. (Тургенев) 2.Этот странный человек был не кто иной как наш квартирант занимавший самую дальнюю комнату. (Белов) 3.Аракчеев исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом выдвинулся из толпы как бы ожидая что государь обратился к нему. (А. Толстой) 4.Вместо того чтобы бежать я стою как окаменелый будто гадина зачаровала меня своими безвековыми неморгающими глазами. (Ушинский)
Задание 1 требует, чтобы ты расставил знаки препинания в данном тексте и разделил предложения по группам в соответствии с указанными правилами пунктуации.
В задании 2 тебе нужно переписать предложения и правильно расставить знаки препинания, а затем указать, с каким правилом пунктуации они связаны.
Задание 6* тоже требует, чтобы ты переписал предложения и расставил знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации.
Давай начнем с первого задания:
1. Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса, то он подобно пчеле летает, высасывая мёд только по цветочным венчикам. (Т. Тассо)
2. Время неподвижно, как берег, нам кажется, что оно бежит, а напротив проходим мы. (П. Буаст)
3. Люди забывают, какие отвратительные мысли порою приходят им в голову. (С. Моэм)
4. Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. (А. Линкольн)
5. Нужно знать, не потому что оно, а потому что уходя, не умело убрать своих последствий. (В. Ключевский)
Второе задание:
1. Днём к Семёну приходили разные люди – докторша, отдыхающие, директор и соседи. (Б)
2. Тишина – тягучая и влажная – вновь овладела лесом. (Б)
3. Мой брат Петя – учитель – чудесно поёт. (Г)
4. Пчёлы, сверкнув на солнце, опускались к леткам ульев. (А)
5. Страстный любитель рыбалки, я целыми днями не бывал дома. (Г)
6. Испугавшись крика филина, мальчики бежали сломя голову. (А)
7. Приметы связаны со всем – с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью света. (В)
8. За исключением некоторых деталей, лекция нравилась мне. (Б)
9. Рассвет наступил поздно из-за тумана, густо залёгшего вскоре после полуночи. (А)
Третье задание:
1. Он почти не шевелился и только медленно поглядывал кругом, как бы из-под ярма. (Тургенев)
2. Этот странный человек был не кто иной, как наш квартирант, занимавший самую дальнюю комнату. (Белов)
3. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратился к нему. (А. Толстой)
4. Вместо того чтобы бежать, я стою, как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми неморгающими глазами. (Ушинский)
Вот и всё! Теперь ты должен быть более уверен в правилах пунктуации и уметь правильно расставлять знаки препинания.
Задание 1 требует, чтобы ты расставил знаки препинания в данном тексте и разделил предложения по группам в соответствии с указанными правилами пунктуации.
В задании 2 тебе нужно переписать предложения и правильно расставить знаки препинания, а затем указать, с каким правилом пунктуации они связаны.
Задание 6* тоже требует, чтобы ты переписал предложения и расставил знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации.
Давай начнем с первого задания:
1. Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса, то он подобно пчеле летает, высасывая мёд только по цветочным венчикам. (Т. Тассо)
2. Время неподвижно, как берег, нам кажется, что оно бежит, а напротив проходим мы. (П. Буаст)
3. Люди забывают, какие отвратительные мысли порою приходят им в голову. (С. Моэм)
4. Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. (А. Линкольн)
5. Нужно знать, не потому что оно, а потому что уходя, не умело убрать своих последствий. (В. Ключевский)
Второе задание:
1. Днём к Семёну приходили разные люди – докторша, отдыхающие, директор и соседи. (Б)
2. Тишина – тягучая и влажная – вновь овладела лесом. (Б)
3. Мой брат Петя – учитель – чудесно поёт. (Г)
4. Пчёлы, сверкнув на солнце, опускались к леткам ульев. (А)
5. Страстный любитель рыбалки, я целыми днями не бывал дома. (Г)
6. Испугавшись крика филина, мальчики бежали сломя голову. (А)
7. Приметы связаны со всем – с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью света. (В)
8. За исключением некоторых деталей, лекция нравилась мне. (Б)
9. Рассвет наступил поздно из-за тумана, густо залёгшего вскоре после полуночи. (А)
Третье задание:
1. Он почти не шевелился и только медленно поглядывал кругом, как бы из-под ярма. (Тургенев)
2. Этот странный человек был не кто иной, как наш квартирант, занимавший самую дальнюю комнату. (Белов)
3. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратился к нему. (А. Толстой)
4. Вместо того чтобы бежать, я стою, как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми неморгающими глазами. (Ушинский)
Вот и всё! Теперь ты должен быть более уверен в правилах пунктуации и уметь правильно расставлять знаки препинания.