Родной язык 1. Запишите текст «О пользе знаков препинания» А.Каневского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. (2)Искал фразу попроще. (3)За несложными фразами пришли несложные мысли. (4)Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. (5)Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. (6)Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. (7)Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
(8)Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. (9)К концу жизни у него остались только кавычки. (10)Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
(11)Берегите знаки препинания!
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Укажите номер сложного предложения. Подчеркните в нём грамматические основы.
7. Выпишите из предложения №2 прилагательное.
8. Выпишите из предложения №4 наречие.
9. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.
10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.
1. Записываем текст, вставляя пропущенные буквы:
(1) Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. (2) Искал фразу попроще. (3) За несложными фразами пришли несложные мысли. (4) Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. (5) Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. (6) Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. (7) Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. (8) Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. (9) К концу жизни у него остались только кавычки. (10) Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. (11) Берегите знаки препинания!
2. Тема текста: польза знаков препинания.
3. Идея текста: текст рассказывает о том, что использование знаков препинания помогает нам ясно и точно выражать свои мысли, а их отсутствие может привести к недопониманию и потере смысла написанного.
4. Тип речи: текст представляет собой повествование, так как автор описывает определенные события и последствия потери знаков препинания.
5. Стиль речи: стиль текста можно назвать публицистическим, так как автор передает свои мысли и информацию общественно-полезного характера.
6. Сложное предложение: в тексте можно выделить несколько сложных предложений, но выберем, например, предложение номер 3: "За несложными фразами пришли несложные мысли." В этом предложении грамматической основой является слово "пришли".
7. Прилагательное из предложения номер 2: в предложении 2 прилагательного нет.
8. Наречие из предложения номер 4: в предложении 4 наречия нет.
9. Местоимения из предложения номер 5: в предложении 5 местоимений нет.
10. Синтаксический разбор предложения номер 1:
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений.
- Человек - подлежащее;
- потерял - сказуемое;
- запятую - дополнение (вопрос "чего? чего стал бояться?", ответ - "запятую");
- стал - сказуемое;
- бояться - дополнение (вопрос "чего? чего стал бояться?", ответ - "сложных предложений");
- сложных предложений - определение (уточнение "каких предложений?").
Надеюсь, что разбор данного текста помог вам лучше понять его смысл и использование знаков препинания в письменной речи.