«Чарли и шоколадная фабрика», выпущенный в американский прокат в начале июля, таки добрался до просторов нашей необъятной Р. в конце августа, став последним по-настоящему летним блокбастером этого года. На полуторамесячный онанизм наших прокатчиков рекомендуется привычно закрыть глаза и утешаться мыслью, что все это время было потрачено на перевод и запись музыкальных номеров.Потому что локализация (коли уж мы начали с конца) действительно удалась на славу. Более-менее искушенный попкорноед примерно представляет, каким геморроем может обернуться перенос джоннидепповского прононса на русский язык с надлежащим сохранением нужных интонаций. Слышавшие же «настоящего» капитана Джека Воробья и смотревшие рекламные ролики «Чарли» на наречии Туманного Альбиона представляют этот геморрой более живо и в красках.Обрусевшие флибустьеры из «Пиратов Карибского моря» лишились своего колоритного акцента, но обогатились приукрашенными в лучшую сторону диалогами. «Шоколадная фабрика» — еще один пример такого творческого подхода к русификации: да, персонажи звучат не так, как в оригинале, но звучат более забавно и удивительно адекватно. Прибавьте к этому отличную (и по смыслу, и по исполнению) локализацию всех пяти песен и (частично; в качестве приятного бонуса) русские титры… Так у нас вкалывают либо по праздникам, либо для гребаного «Диснея».Фабрика смертиИ если с достойным переводом даже посредственное кино смотрится гораздо бодрее (субъективный пример тому — продукция гражданина Пучкова), то что уж говорить о нашем горьком с орехами герое, окрестить которого посредственным рука не поднимается в принципе.Популяризация вечных ценностей и пережевывание соплей под названием «родственнички — это самое главное» по-прежнему остаются чуждыми материями для Тима Бертона, который, даже сооружая ремейк махровой семейной экранизации, умудряется оставаться циничным и едким. То есть, целиком и полностью верным своему реноме.Взять того же Бобби Родригеса, в свободное от «Детей-шпионов» время пишущего кровью по холсту для особых ценителей — Бертон по-крайней мере играет в открытую, не изменяя себе ни в шизоидно-позитивной «Крупной рыбе», ни в замогильно-кукольном «Трупе невесты», привнося «свое, родное» в любой подведомственный проект. За это и любим.Первоисточник Роальда Даля «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» ждал, казалось, именно камрада Тима, печально наблюдающего за тем, как франчайз «Бэтмена» уплывает в противоположную сторону. И ждал не зря: Бертон, Даль и автор сценария Джон Огуст проделали «домашнюю работу» на пять , обратив и без того не особо веселую книжку в нуарную фантазию с элементами жестокости.Выдернув заснеженный городок из пространства-времени привычного нам мира, творцы превратили его в миниатюрную версию Готэм-сити с заводом «Эксис Кемикл» под видом шоколадной фабрики… В сюжет органично вплели детство Вонки, щедро сдобрили персональными режиссерскими комплексами, сочинили песни для умпа-лумпов и добавили в яркую палитру побольше мрачных тонов… Пригласили пожизненного редакционного любимца Денни Эльфмана, который подарил ленте роскошный саундтрек…Эстафету подхватили дизайнеры, костюмеры, гримеры и прочий люд, ответственный за визуальную составляющую бертоновского мастерписа. И сделали эту самую составляющую без дураков впечатляющей. Да настолько, что кино, возможно, смогло бы выехать только на ней одной, сойдя за арт-хаусный перформанс, за психоделичное фрик-шоу. Любым кадром из «Чарли» можно без колебаний иллюстрировать определение «уникальное режиссерское видение» в толковом словаре.В конце останется только одинВы же не думаете, что после всего вышеперечисленного лажа обнаружится в рядах актерствующей братии? И правильно делаете — лажи нет, ибо на кастинге тоже не дураки сидели. С детьми в кино все одновременно просто и сложно — они либо умеют играть, либо нет. Здешние детишки играть не просто умеют, но делают это с полной самоотдачей.А вот живописать про главное действующее лицо — Джонни Деппа — ваш ненавистный обозреватель считает излишним: это нужно видеть, слышать, смеяться и (по вкусу) аплодировать. Достаточно будет лишь упомянуть, что Джонни в кои-то веки умудрился не сделать очередной фильм «картиной имени себя», разделив приз зрительских симпатий с атакой клонов имени Дипа Роя — исполнителем роли всех умпа-лумпов разом. Земной поклон вам, уважаемые лицедеи.Ну и что же, каков результат? О, все исключительно просто: «Чарли» — это сказка, одинаково интересная и для мелких спиногрызов, и для великовозрастных оболтусов, и для их взрослых надзирателей. Поучительная, многогранная, глубокая и увлекательная. Сказка из тех, которые слушают с открытым ртом. И которая, попади она к менее искусному рассказчику, вызывала бы лишь скуку и раздражение.И маленький совет — перед просмотром озаботьтесь парой плиток молочного шоколада, который, как вы все знаете, делается из какао-бобов. Он вам пригодится.