Раздел ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Урок 19. Строение и грамматическое значение предложений.
Интонация простого предложения
Цель: дать представление о принципиальном отличии предложения от словосочетания, о строении и грамматическом значении предложения, об интонации простого предложения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Запишите дату и тему урока в тетради, пишите грамотно и аккуратно.
II. Актуализация знаний. Рассмотрите таблицу и вспомните ранее изученный материал о предложении. Не забывайте, что именно в таком порядке мы выполняем характеристику предложения, выполняя его синтаксический разбор.
Предложение
Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях.
1. Виды предложений по цели высказывания. Повествовательные (содержат сообщение);
вопросительные (содержат вопрос),
побудительные (содержат побуждение к действию, приказ или
2. Виды предложений по интонации. Восклицательные (сопровождаются сильным чувством, экспрессией) и невосклицательные - нет
3. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простые — одна грамматическая основа,
сложные — две и больше грамматических основ.
4. Строение и виды простых предложений по количеству главных членов. Имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные предложения) или из одного (односоставные предложения)
5. Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов. Распространенные (есть второстепенные члены ) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные члены отсутствуют)
6. Виды осложнений простого предложения. Обращения, вводные слова, однородные члены, обособленные обстоятельства и обособленные определения.

III. Самостоятельная работа.
Выполните синтаксический разбор предложений c характеристикой по плану, данному в таблице. Не забудьте составить схемы!
1. Заболел я. Мать в тоске томится и крошит в заварку зверобой.
2. Попахни, черемушка, родимой сторонушкой, лежалой соломушкой, шершавой коровушкой, метеною улочкой, осевшим крылечком и будущим теплом человеческим (О. Фокина).
Сделайте вывод: без чего не бывает предложения и чем отличается предложение от словосочетания? Подлежащего и сказуемого
Самопроверка: Каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от словосочетания.

IV. Изучение нового материала.
Задание: вспомните, что вы знаете об интонации предложения. Устно приведите примеры простых повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Итак, этот материал вам хорошо знаком, но давайте все же обратимся сначала к учебнику М.М. Разумовской.

Этот материал представлен и в учебнике С.И Львовой в параграфе 14 на с.103-106
Рассмотрите и прочитайте с правильной интонацией стихотворение Пушкина в упр. 195.

Поработайте устно, произнесите предложения из упр.64 с правильной интонацией, без подсказки автора учебника.
- Как бы вы здесь нарисовали стрелочки?
- На какие слова падает логическое ударение?

1.Меж нами речь не так игриво льётся. (Пушкин) 2.Что ты теперь скажешь в своё оправдание? (Пушкин) 3.В полдень Размётнов пришёл домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей (Шолохов). 4.Солотча – извилистая неглубокая река. (Паустовский) 5.Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. (Пришвин) 6.Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря… (Пушкин)

V. Творческое задание
Спишите текст, состоящий из повествовательных предложений, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Добавьте в текст вопросительные и побудительные предложения (они могут быть интонационно окрашены), чтобы рассказ получился ярким, «ожил».

Нев..димки бывают (не)только в ска..ках. В небе плывут обл..ка. Их н..сёт нев..димка-ветер, воздух. За нев..димками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции где метеорологи наблюдают за п..годой. У них есть пом..щ..ники флюгер показывающий напр..вление ветра градусник определяющий темп..ратуру воздуха и влагомер который уст..навливает влажность воздуха. Есть ещ.. барометр измеряющий атмосферное д..вление.

pochta147369 pochta147369    1   10.11.2020 08:08    17

Другие вопросы по теме Русский язык