Растения имеют огромное значение для жизни на Земле. Они дают людям пищу, животным – корма. Кислород, находящийся в атмосфере, необходимый для дыхания людей и животных, накопился благодаря жизнедеятельности растений. Поглощая углекислый газ, выделяемый животными и людьми в процессе дыхания, образующийся при сжигании угля, нефти, бензина извержений вулканов, растения препятствуют чрезмерному его накоплению, опасному для всего живого. Только зелёные растения с световой энергии синтезировать сахара и жиры из углекислого газа и воды, а при наличии азота в виде солей аммония, калия или натрия – аминокислоты и белки.
Без растений невозможно получить продукцию животноводства. Они дают сырьё для пищевой, фармацевтической, парфюмерной текстильной и других отраслей промышленности.
Из нектара пыльцы цветков пчёлы вырабатывают мёд, воск и другие вещества, которые широко используются в медицине.
Древесина служит сырьём для деревообрабатывающей промышленности. Из неё изготовляют бумагу, искусственный шёлк, штапель, пластмассу, фото- и киноплёнку, множество других материалов.
Растения играют огромную роль в круговороте веществ и энергии на земле. Низшие гетеротрофные растения (бактерии, грибы), питаясь остатками мёртвых растений и животных, разлагают их в процессе гниения и брожения до воды и углекислого газа, минеральных соединений азота, фосфора и серы. Высшие зелёные растения, поглощая световую энергию, усваивая углекислый газ, воду, минеральные соли, создают питательные вещества для самих себя, для людей и животных.
В естественных условиях формируются фитоценозы, в которых совместно обитают разнообразные растения и животные. Замечательным примером таких фитоценозов являются леса, которые играют большую природоохранную роль. Лес – местообитание диких животных, защита воздуха, воды и почвы, место отдыха для человека и т. д. Под пологом деревьев хорошо развиваются ягодники, различные лекарственные и другие растения. Леса бороться против ветровой и водной эрозии почв, засухи накоплению воды, питающей равнинные реки.
1. Определите стиль данного текста.
2. Выделите в каждом абзаце главную мысль. Сделайте запись.
3. Опираясь на запись из предыдущего задания, расскажите о роли растений в природе.
4. Подберите синонимы к словам: накопился, получить вырабатывают.
5. Выясните значение терминов, распределив их на две группы:
Общенаучные Узкоспециальные
6. Запишите предложение, заменив причастный оборот на придаточное определительное: Кислород, находящийся в атмосфере, необходимый для дыхания людей и животных, накопился благодаря жизнедеятельности растений. Какое предложение по структуре получилось?
7. Выполните синтаксический разбор предложения: Благодаря растениям, жившим на земле многие тысячи и миллионы лет назад, накопились гигантские запасы каменного угля, торфа, нефти, сланцев, образовались плодородные почвы.
8. Укажите смысло-речевые ситуации следующих предложений:
1) Из нектара пыльцы цветков пчёлы вырабатывают мёд, воск и другие вещества, которые широко используются в медицине.
2) Они [растения] дают сырьё для пищевой, фармацевтической, парфюмерной текстильной и других отраслей промышленности.
3) Древесина служит сырьём для деревообрабатывающей промышленности.
9. Выполните статистический анализ любого абзаца текста.
10.Составьте мини-текст на тему: "Значение растений в жизни человека", используя вводные слова: во-первых, во-вторых, разумеется, таким образом и др. Текст какого типа речи получился?
1. Выпишите из текста предложения, соответствующие схемам смысло-речевой ситуации: квалификация предмета:
что является чем что представляет собой что
что состоит в чём что заключается в чём
1.ДА
2.ДА
3.НЕТ
4.ДА
5.НЕТ
6.НЕТ
7.ДА
8.НЕТ
9.ДА
10.НЕТ
11.ДА
112.ДА