Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы. Определите тип придаточного , составьте схему .
1 Лесник вывел нас на огромную поляну и хотя уже был поздний час показал звероферму.
2 Песчаная дорога ведет к мостику под которым сочится и журчит невидимая речка.
3 Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон.
4 Говорят что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.
5 В тёмных окнах где кротко мерцали лампады был разлит безмятежный покой.
6 Она подумала о том что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить ее.
7 Здесь Ему захотелось вернуть где на черных густых прогалинах обозначились
резкими пятнами проблески лунного света.
8 Отец спросил ее чем она намерена заниматься.
9 Она много говорила чтобы занять гостей а сама искоса посматривала на мужа.
10.Теперь когда все было кончено не имело смысла сердиться.
11 Наш пароход тащили два буксира несмотря на то что он сам работал полным ходом.
12 В открытую дверь было видно луну яркий свет которой странным образом преобразил
пустынную улицу.
13 Уместно будет напомнить что язык создается народом.
14 Я строго рассчитал время чтобы успеть на урок.
15 Морозы стояли лютые отчего и погибли сады.
- Расставленные знаки препинания: запятая перед союзом "и", запятая после вводного слова "хотя".
- Грамматические основы: Лесник вывел (глагол), наш (прилагательное), нас (местоимение), на огромную поляну (предложно-падежная группа), показал (глагол), звероферму (существительное).
- Тип придаточного: придаточное условия (условия - наличие позднего часа).
- Схема: Лесник вывел нас на огромную поляну и (хотя уже был поздний час), показал звероферму.
2. Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
- Расставленные знаки препинания: запятая перед союзом "под".
- Грамматические основы: Песчаная (прилагательное), дорога (существительное), ведет (глагол), к мостику (предложно-падежная группа), сочится и журчит (глагол), невидимая (прилагательное), речка (существительное).
- Тип придаточного: придаточное места.
- Схема: Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
3. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.
- Расставленные знаки препинания: запятые после прилагательных "холодная" и "ветреная".
- Грамматические основы: Погода (существительное), была (глагол), холодная (прилагательное), ветреная (прилагательное), так что (союзное слово), сугробы (существительное), намело (глагол), выше окон (предложно-падежная группа).
- Тип придаточного: придаточное следствия.
- Схема: Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.
4. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.
- Расставленные знаки препинания: запятая перед союзом "что".
- Грамматические основы: Говорят (глагол), что (союзное слово), человеку (местоимение), время от времени (предложно-речевая группа), полезно (глагол), пожить (существительное) в одиночестве (предложно-падежная группа).
- Тип придаточного: придаточное предметное.
- Схема: Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.
5. В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой.
- Расставленные знаки препинания: запятые после слов "окнах" и "мерцали".
- Грамматические основы: В (предлог), тёмных (прилагательное), окнах (существительное), где (относительное местоимение), кротко (наречие), мерцали (глагол), лампады (существительное), был (глагол), разлит (прилагательное), безмятежный (прилагательное), покой (существительное).
- Тип придаточного: придаточное места.
- Схема: В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой.
6. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить ее.
- Расставленные знаки препинания: запятая перед союзом "что".
- Грамматические основы: Она (местоимение), подумала (глагол), о том, что (придаточное дополнительное), хорошо (наречие), бы (частица), остановить (глагол), эту (местоимение), старуху (существительное), расспросить (глагол), ее (местоимение).
- Тип придаточного: придаточное дополнительное.
- Схема: Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить ее.
7. Здесь ему захотелось вернуть, где на черных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света.
- Расставленные знаки препинания: запятая после "вернуть".
- Грамматические основы: Здесь (наречие), ему (местоимение), захотелось (глагол), вернуть (глагол), где (относительное местоимение), на черных густых прогалинах (предложно-падежная группа), обозначились (глагол), резкими (прилагательное), пятнами (существительное), проблески (существительное), лунного света (предложно-падежная группа).
- Тип придаточного: придаточное обстоятельственное места.
- Схема: Здесь ему захотелось вернуть, где на черных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света.
8. Отец спросил ее, чем она намерена заниматься.
- Расставленные знаки препинания: запятая перед союзом "чем".
- Грамматические основы: Отец (существительное), спросил (глагол), ее (местоимение), чем (относительное местоимение), она (местоимение), намерена (глагол), заниматься (глагол).
- Тип придаточного: придаточное определительное.
- Схема: Отец спросил ее, чем она намерена заниматься.
9. Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала на мужа.
- Расставленные знаки препинания: запятая перед союзом "чтобы".
- Грамматические основы: Она (местоимение), много (наречие), говорила (глагол), чтобы (союзное слово), занять (глагол), гостей (существительное), а (союзное слово), сама (местоимение), искоса (наречие), посматривала (глагол), на (предлог), мужа (существительное).
- Тип придаточного: придаточное цели.
- Схема: Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала на мужа.
10. Теперь, когда все было кончено, не имело смысла сердиться.
- Расставленные знаки препинания: запятые после слов "теперь" и "кончено".
- Грамматические основы: Теперь (наречие), когда (подчинительное союзное слово), все (местоимение), было (глагол), кончено (прилагательное), не имело (глагол), смысла (существительное), сердиться (глагол).
- Тип придаточного: придаточное времени.
- Схема: Теперь, когда все было кончено, не имело смысла сердиться.
11. Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом.
- Расставленные знаки препинания: запятые после слов "буксира" и "то".
- Грамматические основы: Наш (прилагательное), пароход (существительное), тащили (глагол), два (числительное), буксира (существительное), несмотря на то, что (подчинительное союзное слово), он (местоимение), сам (наречие), работал (глагол), полным ходом (предложно-падежная группа).
- Тип придаточного: придаточное причины.
- Схема: Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом.
12. В открытую дверь было видно луну, яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.
- Расставленные знаки препинания: запятая после слова "луну".
- Грамматические основы: В (предлог), открытую (прилагательное), дверь (существительное), было (глагол), видно (глагол), луну (существительное), яркий (прилагательное), свет (существительное), которой (относительное местоимение), странным (прилагательное), образом (существительное), преобразил (глагол), пустынную (прилагательное), улицу (существительное).
- Тип придаточного: придаточное определительное.
- Схема: В открытую дверь было видно луну, яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.
13. Уместно будет напомнить, что язык создается народом.
- Расставленные знаки препинания: запятая после слова "напомнить".
- Грамматические основы: Уместно (прилагательное), будет (глагол), напомнить (глагол), что (союзное слово), язык (существительное), создается (глагол), народом (существительное).
- Тип придаточного: придаточное дополнительное.
- Схема: Уместно будет напомнить, что язык создается народом.
14. Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок.
- Расставленные знаки препинания: запятая перед союзом "чтобы".
- Грамматические основы: Я (личное местоимение), строго (наречие), рассчитал (глагол), время (существительное), чтобы (союзное слово), успеть (глагол), на урок (предложно-падежная группа).
- Тип придаточного: придаточное цели.
- Схема: Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок.
15. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.
- Расставленные знаки препинания: запятая перед словом "отчего".
- Грамматические основы: Морозы (существительное),