Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.
Не бывать бы счастью _ да несчастье (посл.).
Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль
вызову (И. Тургенев).
Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар
(И. Тургенев).
Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает
(А. Пушкин).
Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый
путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).
Тренировочные упражнения
6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на
потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали
и перепутывались (А. Куприн).
7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и
деревцу (М. Пришвин).
8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский).
9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А.
Пушкин).
10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно
оглядывались, другие словно застыли.
11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой,
как снявши шкуру с них долой (И. Крылов).
12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.).
13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А.
Твардовский).
14. Придет вечер _ обо всем поговорим.
15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят!
16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя
унижаешь (посл.)
Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор.
Определите тип сложного предложения.
♦ Не бывать бы счастью, да несчастье .
(ССП с противительным союзом да).
[ ],да [ ].
♦ Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль
вызову.
(ССП с разделительным повторяющимся союзом либо).
Либо[ ], либо [ ].
♦ Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
(СПП с придаточным определительным, которое стоит внутри главного предложения).
[ ,(в который), ].
♦ Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает.
(СП с бессоюзной и подчинительной связью, два сложноподчиненных предложения разделены точкой с запятой).
( Кто ), [тот ]; (кто ), [тот].
♦ Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый
путь блестит; ночь тиха.
(БСП, ставим между частями точку с запятой, поскольку их содержание отдалено по смыслу друг от друга).
[ ]; [ ]; [ ].
Тренировочные упражнения
6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на
потолке; длинные, причудливые тени от пальм дрожали
и перепутывались.
(БСП, ставим между частями точку с запятой, поскольку их содержание отдалено по смыслу друг от друга).
[ ]; [ ].
7. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и
деревцу.
(Простое предложение с однородными дополнениями).
8. Я доверяю любящим: они великодушны.
(БСП с причинными отношениями).
[ ]: [ ].
9. Я помню чудное виденье: передо мной явилась ты.
(БСП с пояснительными отношениями).
[ ]: [ ].
10. Люди вели себя по-разному: одни беспокойно
оглядывались, другие словно застыли.
(БСП с пояснительными и перечислительными отношениями).
[ ] : [ ], [ ].
11. Обычай мой такой: с волками иначе не делать мировой,
как снявши шкуру с них долой.
(БСП с пояснительными отношениями).
[ ]: [ ].
12. Кошки дерутся - мышам раздолье.
(БСП с временными отношениями).
[ ] - [ ].
13. Солнце дымное встает - будет день хороший.
(БСП со значением следствия).
[ ] - [ ].
14. Придет вечер - обо всем поговорим.
(БСП с временными отношениями).
[ ] - [ ].
15. Ты запела песню светлую - колокольчики звенят!
(БСП со сравнительными отношениями).
[ ] - [ ].
16. Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя
унижаешь.
(БСП с условными отношениями).
[ ] - [ ], [ ] - [ ].