Работа с текстом. 7 класс Комплексный анализ текста № 1.Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
Сохраним горицвет
Чабрец – символ донского края его песча(н,нн)ых и каменистых пустошей. (Не)пр..метно клонится он к земле ярко цветёт маленькими (фиолетово)красными цветочками. Это ближайший родстве(н,нн)ик шалфея.
На радость ли нам или на беду себе чабрец сильно душист его даже вместо чая завар..вают. Им леч..тся люди и поэтому (из)года(в)год его соб..рают выд..рая вместе с корнем. При таком отношении(е,и) к делу мы и чабрец в степи переведём как почти перевели горицвет осенний. Кто вид..л пышную (золотисто)ж(о,ё)лтую корону горицвета в пору цветения тот этого (н..)когда (не)забудет. Но беда в том что увидеть горицвет весной становится всё труднее. А ведь это (чудо)действенное средство. Мы стремимся собрать его как можно больше а места в степи и для чабреца и для горицвета весеннего остаётся всё меньше и меньше.
Надо постигать природу (не)разрушая её а сохр..няя и улучшая писал академик Келдыш.
(По Г.Колесникову)
Задания.
Из текста выпишите предлоги, союзы, частицы.
Выпишите слова в степени сравнения, определив, к какой части речи относятся.
Выпишите все причастия и деепричастия.
Определите основную мысль текста.
Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
Выпишите сложные слова.
Определите стиль текста, тип речи. Докажите.
Комплексный анализ текста № 2. Как из деепричастия БЛАГОДАРЯ получился предлог.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Оп..саясь, что возьмут в оборот, Деепричастие БЛАГОДАРЯ старалось п..меньше п..казываться. (2)Этот страх перед деепричастным оборотом д..шел до того, что оно боялось отв..чать на самые пр..стые вопросы. (3)Оно заботилось только о том, чтобы ни с кем (не) и(з/с)портить отношения, а потому старалось уг..дить, перед каждым ра(с/сс)ыпалось в благодарн..стях. (4)Но когда в тексте по..вилась фраза «БЛАГОДАРЯ допущенной ошибке, снижена оценка», всем сразу стало ясно, что Деепричастие не на мест.. . (5)Даже сама ошибка пон..мала, что её не за что благод..рить. (6)Это решило судьбу Деепричастия. (7)Его исключили из членов предложения и перев..ли на должность служебн..го слова. (8)Слово БЛАГОДАРЯ стало Предлогом. (Ф.Кривин)
1. Определите тему текста.
2. Определите идею текста.
3. Определите тип речи.
4. Определите стиль речи.
5. Укажите, действительные или страдательные причастия в этом тексте.
6. Укажите номера сложноподчинённых предложений.
Комплексный анализ текста. 7 класс. Текст 3.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свой выбор:
(1)Незабываем..е впеч..тление остав..ла гр..за в деревн.. . (2)Нач..лась она веч..ром. (3)Светлая з..ря, ещё не закрытая чёрной пр..ближающ..йся тучей, оз..ряла розовым светом нашу спальню. (4)Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение цел..го часа. (5)Сквозь незанавешенные окна постоянно в..дна была молния. (6)Не смолкавш..е ни на минуту раскаты грома сковали нас и д..ржали в состояни.. непрекращавш..гося страха. (7)Казалось, что какая(то) сила сн..сёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки. (С.Аксаков)
1. Запишите тему текста.
2. Запишите идею текста.
3. Укажите тип речи.
4. Укажите стиль речи.
5. В тексте выделите графически 4 причастных оборота и существительные, к которым причастные обороты относятся.
6. Одиночные причастия подчеркните волнистой линией и выделите в них суффиксы причастий.
7. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит после определяемого слова и выделен запятыми.
8. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот стоит перед определяемым словом и запятыми не выделен.
9. Укажите номер сложносочинённого предложения. Составьте его схему.
10. Запишите номер предложения с вводным словом.
Текст №1:
Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
Сохраним горицвет.
Чабрец – символ донского края его песча(н,нн)ых и каменистых пустошей. (Не)пр..метно клонится он к земле, ярко цветёт маленькими (фиолетово)красными цветочками. Это ближайший родстве(н,нн)ик шалфея.
На радость ли нам или на беду себе, чабрец сильно душист. Его даже вместо чая завар..вают. Им леч..тся люди, и поэтому (из)года(в)год его соб..рают выд..рая вместе с корнем. При таком отношении(е,и) к делу мы и чабрец в степи переведём, как почти перевели горицвет осенний. Кто вид..л пышную (золотисто)ж(о,ё)лтую корону горицвета в пору цветения, тот этого (н..)когда (не)забудет. Но беда в том, что увидеть горицвет весной становится всё труднее. А ведь это (чудо)действенное средство. Мы стремимся собрать его как можно больше, а места в степи и для чабреца, и для горицвета весеннего остаётся всё меньше и меньше.
1. Из текста выпишите предлоги, союзы, частицы:
- предлоги: с, к, на, вместо, по, из, при, в.
- союзы: или, и, а, как.
- частицы: ли, лишь, ведь.
2. Выпишите слова в степени сравнения, определив, к какой части речи относятся:
- слова в степени сравнения: ярко, лучше.
- ярко - наречие, лучше - наречие.
3. Выпишите все причастия и деепричастия:
- причастия: пестрящими, пышную.
- деепричастия: заваривая, лечащиеся, переведём.
4. Определите основную мысль текста:
Основная мысль текста заключается в том, что горицвет и чабрец – важные растения, которые ценят и используют в медицине, но из-за неосторожного собирательства и ухудшения условий их существования в степи, становится всё сложнее увидеть эти цветы.
5. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне:
- нет таких слов в данном тексте.
6. Выпишите сложные слова:
- сложные слова: песчаных, каменистых, желтую.
7. Определите стиль текста, тип речи. Докажите:
Стиль текста - художественный, так как в тексте много описаний природы и использование выразительных средств языка.
Тип речи - повествовательный, так как автор рассказывает о растениях и их значении.
Теперь перейдем ко второму тексту.
Текст №2:
Как из деепричастия БЛАГОДАРЯ получился предлог.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Оп..саясь, что возьмут в оборот, деепричастие БЛАГОДАРЯ старалось п..меньше п..казываться. (2)Этот страх перед деепричастным оборотом д..шел до того, что оно боялось отв..чать на самые пр..стые вопросы. (3)Оно заботилось только о том, чтобы ни с кем (не) и(з/с)портить отношения, а потому старалось уг..дить, перед каждым ра(с/сс)ыпалось в благодарн..стях. (4)Но когда в тексте по..вилась фраза «БЛАГОДАРЯ допущенной ошибке, снижена оценка», всем сразу стало ясно, что деепричастие не на мест.. . (5)Даже сама ошибка пон..мала, что её не за что благод..рить. (6)Это решило судьбу деепричастия. (7)Его исключили из членов предложения и перев..ли на должность служебн..го слова. (8)Слово БЛАГОДАРЯ стало предлогом.
1. Определите тему текста:
Тема текста - превращение деепричастия "БЛАГОДАРЯ" в предлог.
2. Определите идею текста:
Идея текста - о том, как деепричастие "БЛАГОДАРЯ" потеряло свою функцию из-за частого использования и страха перед ним.
3. Определите тип речи:
Тип речи - научно-популярный, так как автор рассказывает об истории возникновения слова "БЛАГОДАРЯ".
4. Определите стиль речи:
Стиль речи - научный, так как автор использует объяснения и дает анализ языковых явлений.
5. Укажите, действительные или страдательные причастия в этом тексте:
Действительные причастия: выполняющие действие - старалось, способствующие действию - заботилось, старалось, рассыпалось.
Страдательные причастия: относящиеся к субъекту действия - исключили, перевели.
6. Укажите номера сложноподчиненных предложений:
В данном тексте нет сложноподчиненных предложений.
Перейдем к третьему тексту.
Текст №3:
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свой выбор:
(1)Незабываем..е впеч..тление остав..ла гр..за в деревн.. . (2)Нач..лась она веч..ром. (3)Светлая з..ря, ещё не закрытая