ПЗ 1. «Фонетика. Изменения звуков в речи» 1. Решите пропорции, каждому звуку, в том числе и искомому, следует дать акустико-артикуляционную характеристику (используйте учебные материалы «Акустико-артикуляционные свойства звуков_Таблицы», таблицы 3, 4; помните, что ряд англ. звуков совпадают с рус.):
рус. [з] : [ц] = [ж’] : [?]; англ. [g] : [ŋ] = [b’] : [?].
Например:
(рус.) [в] (англ.) [r]
согл. согл.
губ. яз.
г.-з. переднеяз.
н.-зуб.
шумн. сонорн.
щел. дрож.
зв. зв.
тв. тв.
2. Определите сходства и различия в артикуляции звуков русского / английского языков (используйте учебные материалы «Акустико-артикуляционные свойства звуков_Таблицы», таблицы 1, 2, 3, 4):
[т] – [г’]; [i:] – [æ]; [ð] – [h].
Например: [в] – [ф]
согл.
губ.
г.-з. г.-г.
шумн.
щел. взр.
зв. глух.
тв.
3. Сделайте фонетический анализ слов подъем, учиться.
(используйте учебные материалы «Акустико-артикуляционные свойства звуков_Таблицы», таблицы 1, 2, 3, 4):
Образец фонетического анализа.
водяной
водянóй [въд’и нóṷ’]
[в] – согл., губ., г.-з., шумн., щел., зв., тв.;
[ъ] – гл., безуд., ср.р., ср.п, нелаб.;
[д’] – согл., яз., переднеяз., зуб., шумн., взр., зв., мягк.;
[и ] – гл., безуд., пер.р., верх.-ср.п, нелаб.;
[н] – согл., яз., переднеяз., зуб., сонорн., см.-прох., нос., зв., тв.;
[ó] – гл., уд., задн.р., ср.п, лаб.;
[ṷ’] – согл., яз., среднеяз., сонорн., щел., зв., мягк..
7 звуков, 7 букв.
4. Затранскрибируйте текст (используйте учебные материалы «Акустико-артикуляционные свойства звуков_Таблицы», таблицу 5):
Но, сознавая собственную зыбкость,
Ты будешь вновь разглядывать улыбки.
5. Затранскрибируйте слова (используйте учебные материалы «Акустико-артикуляционные свойства звуков_Таблицы», таблицу 5). Обозначьте позиционные и комбинаторные изменения, происходящие в них:
вездеход, разжигая, объяснение.