Да.Во-первых, можно посмотреть в сети материалы Валентина Непомнящего. Во-вторых, тупо взять в последнем томе собрания сочинений письмо от 1825 года Н. Н. Раевскому-младшему (черновик, на франц. яз.) , в котором он пишет о драме как наименее понятом жанре (кстати, так и статья Непомнящего называется - "Наименее понятый жанр... " Тезисно - 1. пьесы Пушкина считаются несценичными в русском театре. Почему? Потому что он идёт от Шекспира, он так и называл "отец наш Шекспир" в своём понимании драмы как отражения не просто человеческих коллизий, а высшего порядка вещей. В пьесах отражена судьба, её веления. 2. Пьесы Пушкина: "Борис Годунов", "Маленькие трагедии", незаконченные - "Русалка", "Сцены из рыцарских времён". И, кажется, всё. Пушкин ещё писал драматизированные стихотворения: "Разговор книгопродавца с поэтом", "Сцена из Фауста", "Поэт и толпа". В собраниях сочинений их включают в корпус лирики, а не драматургии, несмотря на то, что в них действуют герои, а не идёт рассказ о чувстве. 3. Пушкинская драматургия больше ставит вопросы бытия, а не отвечает на них. 4. Пушкинскую формулировку сущности драматургии: "Истина страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах" - взял на вооружение своей системы театрального искусства К. С. Станиславский, только "предполагаемых" заменил на "предлагаемых", потому что автор уже предлагает исполнителям свои обстоятельства. 5. "Борис Годунов" - первая истинно русская, народная, реалистическая драма, то произведение, которое сделало его автора великим русским поэтом. То произведение, с которого начался настоящий Пушкин. Роль народа и личности в истории. "Народ безмолвствует" - не одобряет преступных действий правителей - это очень оптимистичный финал. Несмотря на то, что пьеса названа именем одного героя, главных действующих лиц - двое: Гришка и Борис. И что интересно: чем больше Борис отдаётся своему эгоизму, узурпаторству, тем больше успехи у Гришки. Как только у царя немного просыпается совесть и забота о Руси, сразу же Гришка отступает. Три персонажа, олицетворяющие совесть народа: летописец Пимен (не мудрствуя лукаво, описывает и правых, и виновных) , юродивый Николка ("Нельзя молиться за царя Ирода") и патриарх Иов, который предложил простодушно выставить на показ народу нетленные мощи Димитрия для Руси. Если бы их выставили, то все бы поняли не только то, что Лжедимитрий - самозванец, но и то, что царевич действительно был убит (Годуновым) . А это уже не понравилось царю. 6. "Маленькие трагедии" - пьесы небольшого объёма, но огромного философского звучания. Трагедия - это изображение необыкновенных людей, необыкновенных страстей, изображение человека на краю гибели. Точно так же, как и "Борис Годунов". Посвящены стихии страстей. "Скупой рыцарь" - скупости; "Каменный гость" - похоти; "Моцарт и Сальери" - зависти и злобы; "Пир во время чумы" - страха смерти.
Тезисно - 1. пьесы Пушкина считаются несценичными в русском театре. Почему? Потому что он идёт от Шекспира, он так и называл "отец наш Шекспир" в своём понимании драмы как отражения не просто человеческих коллизий, а высшего порядка вещей. В пьесах отражена судьба, её веления.
2. Пьесы Пушкина: "Борис Годунов", "Маленькие трагедии", незаконченные - "Русалка", "Сцены из рыцарских времён". И, кажется, всё. Пушкин ещё писал драматизированные стихотворения: "Разговор книгопродавца с поэтом", "Сцена из Фауста", "Поэт и толпа". В собраниях сочинений их включают в корпус лирики, а не драматургии, несмотря на то, что в них действуют герои, а не идёт рассказ о чувстве.
3. Пушкинская драматургия больше ставит вопросы бытия, а не отвечает на них.
4. Пушкинскую формулировку сущности драматургии: "Истина страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах" - взял на вооружение своей системы театрального искусства К. С. Станиславский, только "предполагаемых" заменил на "предлагаемых", потому что автор уже предлагает исполнителям свои обстоятельства.
5. "Борис Годунов" - первая истинно русская, народная, реалистическая драма, то произведение, которое сделало его автора великим русским поэтом. То произведение, с которого начался настоящий Пушкин. Роль народа и личности в истории. "Народ безмолвствует" - не одобряет преступных действий правителей - это очень оптимистичный финал. Несмотря на то, что пьеса названа именем одного героя, главных действующих лиц - двое: Гришка и Борис. И что интересно: чем больше Борис отдаётся своему эгоизму, узурпаторству, тем больше успехи у Гришки. Как только у царя немного просыпается совесть и забота о Руси, сразу же Гришка отступает. Три персонажа, олицетворяющие совесть народа: летописец Пимен (не мудрствуя лукаво, описывает и правых, и виновных) , юродивый Николка ("Нельзя молиться за царя Ирода") и патриарх Иов, который предложил простодушно выставить на показ народу нетленные мощи Димитрия для Руси. Если бы их выставили, то все бы поняли не только то, что Лжедимитрий - самозванец, но и то, что царевич действительно был убит (Годуновым) . А это уже не понравилось царю.
6. "Маленькие трагедии" - пьесы небольшого объёма, но огромного философского звучания. Трагедия - это изображение необыкновенных людей, необыкновенных страстей, изображение человека на краю гибели. Точно так же, как и "Борис Годунов".
Посвящены стихии страстей. "Скупой рыцарь" - скупости; "Каменный гость" - похоти; "Моцарт и Сальери" - зависти и злобы; "Пир во время чумы" - страха смерти.