Проверочная работа «Типы сказуемого» (8 класс), 2 вариант Подчеркните сказуемое и укажите его тип.
1.Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
2. Принесли бы вы книгу.
3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.
4. Фёдор хотел убежать, но силы остановили его.
5. Надпись на табличке запрещала посторонним входить в помещение.
6. Бопре в отечестве своём был парикмахером.
7. И счастье я могу постигнуть на земле.
8. Все трое принялись вытаскивать что-то из лодки.
9. Черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты.
10. Занятия со мной были поручены бабушке.
2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А. Он будет учиться в гимназии.
Б. Сергей не мог ступить на больную ногу.
В. Чтение и учение – это вечное питание мысли.
3. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены):
А. Ему стало жарко и он распахнул полушубок. ( Л. Леонов)
Б. Вода всему господин воды и огонь боится. ( В.Даль)
1) В предложении "Он собирается заниматься в новой спортивной школе" подчеркнем сказуемое: "собирается заниматься". Тип сказуемого - составное глагольное, так как в нем присутствуют глагол "собираться" и инфинитив "заниматься".
2) В предложении "Принесли бы вы книгу" подчеркнем сказуемое: "Принесли". Тип сказуемого - глагольное, так как в предложении присутствует только один глагол "принесли".
3) В предложении "Родители не должны оставлять детей без присмотра" подчеркнем сказуемое: "должны оставлять". Тип сказуемого - составное глагольное, так как в нем присутствуют глагол "должны" и инфинитив "оставлять".
4) В предложении "Фёдор хотел убежать, но силы остановили его" подчеркнем сказуемое: "хотел убежать". Тип сказуемого - составное глагольное, так как в нем присутствуют глагол "хотел" и инфинитив "убежать".
5) В предложении "Надпись на табличке запрещала посторонним входить в помещение" подчеркнем сказуемое: "запрещала входить". Тип сказуемого - составное глагольное, так как в нем присутствуют глагол "запрещала" и инфинитив "входить".
6) В предложении "Бопре в отечестве своём был парикмахером" подчеркнем сказуемое: "был". Тип сказуемого - глагольное, так как в предложении присутствует только один глагол "был".
7) В предложении "И счастье я могу постигнуть на земле" подчеркнем сказуемое: "могу постигнуть". Тип сказуемого - составное глагольное, так как в нем присутствуют глагол "могу" и инфинитив "постигнуть".
8) В предложении "Все трое принялись вытаскивать что-то из лодки" подчеркнем сказуемое: "принялись вытаскивать". Тип сказуемого - составное глагольное, так как в нем присутствуют глагол "принялись" и инфинитив "вытаскивать".
9) В предложении "Черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты" подчеркнем сказуемое: "выросла, заглушила". Тип сказуемого - составное глагольное, так как в нем присутствуют глагол "выросла" и глагол "заглушила".
10) В предложении "Занятия со мной были поручены бабушке" подчеркнем сказуемое: "были поручены". Тип сказуемого - составное глагольное, так как в нем присутствуют глагол "были" и инфинитив "поручены".
Теперь перейдем к следующей части задания.
2) Для установления типа сказуемого в предложениях нужно найти фразу или место, где указывается, что это сказуемое имеет более одной части. Такие сказуемые называются составными именными.
а) "Он будет учиться в гимназии" - в этом предложении нет составных именных сказуемых, так как используется только одно сказуемое "будет учиться".
б) "Сергей не мог ступить на больную ногу" - в этом предложении также нет составных именных сказуемых, так как используется только одно сказуемое "не мог ступить".
в) "Чтение и учение – это вечное питание мысли" - в этом предложении есть составное именное сказуемое, так как указаны две части сказуемого "чтение" и "учение".
Теперь перейдем к последней части задания.
3) В предложении "Ему стало жарко и он распахнул полушубок" грамматическая основа - "ему стало жарко" и "он распахнул полушубок".
В предложении "Вода всему господин воды и огонь боится" грамматическая основа - "вода и огонь боится".
Надеюсь, данное пошаговое решение поможет вам лучше понять и разобраться с типами сказуемого. Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь задавать их. Успехов в учебе!