Проверочная работа.
Односоставные и двусоставные предложения.
4. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Выберите номер этого сложного предложения.
(1) А к вечеру над озером вспыхнет месяц, когда опять морозец опустится. (2) Ручей притихнет на какую-нибудь минуту. (3) Спустишься под гору опять накрыть его дыханием либо ладошкой, а вот он сидит — на берегу. (4) В голубеньких сапожках, глаза блестят, улыбка светится. (5) Протянул беспечно руку, выломил из воздуха янтарный рожок месяца и, как на дудке, на месяце наигрывает. (6) Только пальчики, как перламутры, сияют, когда перебирает ими, разгуливая по мелодии своим непоседливым и дыханием.
(По Ю. Куранову)
5. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Выберите номер этого сложного предложения.
(1) Нередко критические замечания высказываются безо всякого желания разобраться в том, что критикуется, с непонятной неприязнью по отношению к художникам, чьи работы не понравились авторам писем. (2) Часто высказываются грубо, а грубость, как известно, признак слабой позиции и отсутствия доводов.
(3) Чего-нибудь не знать, в чём-нибудь не разбираться, чего-нибудь не понимать — не стыдно. (4) Сложен мир, сложно искусство, сложно его восприятие. (5) Всё понять и всё постичь, особенно смолоду, невозможно. (6) Но вот что действительно стыдно: не зная чего-нибудь, не разбираясь в чём-нибудь, не понимая чего-нибудь, судить об этом с маху, с ходу, с плеча, притворяясь перед самим собой сведущим в том, в чём не смыслишь. (7) Стыдно высказываться по принципу: (8) «Мне это не нравится, значит, это никуда не годится».
(По С. Львову)
6. Среди предложений найдите сложные, в состав которых входит односоставное определённо-личное предложение. Выберите номера этих сложных предложений.
(1) Одно из привычных наших чувств — зависть. (2) Мелкое, негодное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь развитым самолюбием. (3) Оно предполагает большую слабость: завидуем другому, у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. (4) Бессильны получить. (5) Потому и завидуем.
(6) И напрасно подчас завидуем. (7) По пословице: «В чужих руках ломоть больше кажется». (8) А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше.
(По Ф. Сологубу)
7. Среди предложений найдите односоставное неопределённо-личное. Выберите его номер.
(1) Биологи доказали: пчела, каждая в отдельности, долго не проживёт. (2) Только сообщество пчёл с разделением труда и функций при выжить. (3) Двадцать людей разного возраста, специальностей, разного опыта выжить во время пожара на электростанции могли, лишь уподобившись пчёлам. (4) В тот драматический час людей мгновенно сплотила стихийная сила грозной опасности. (5) Действовать без промедления, но без паники.
(6) Спустив воду из всех систем отопления и запустив старый двигатель, протянули от него кабель к радиостанции. (7) Радист с опаской подключил радиостанцию к незнакомому источнику тока. (8) Всё в порядке. (9) И они вышли в эфир и сообщили обо всём, что случилось, на Молодёжную.
(3) Спустишься под гору опять накрыть его дыханием либо ладошкой, а вот он сидит — на берегу.
Обоснование: В данном сложном предложении есть односоставное определённо-личное предложение "а вот он сидит - на берегу". В этом предложении имеется подлежащее "он" и сказуемое "сидит". Оно является одной из частей сложного предложения и отделено от остальных частей запятой.
Пошаговое решение:
- Читаем предложения и ищем сложное предложение, в котором есть односоставное определённо-личное предложение.
- В предложении (3) "Спустишься под гору опять накрыть его дыханием либо ладошкой, а вот он сидит — на берегу" есть часть предложения "а вот он сидит — на берегу", которая является односоставным определённо-личным предложением.
- Выбираем номер этого сложного предложения - (3).