Проведите анализ по тексту по плану : тема, идея, стиль, тип речи
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи пере, стали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет ее отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме – подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной». Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником.
В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Писать он уже не мог: дрожала рука, да и зрение ослабло, часто болели глаза.
Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала. А в селе – называлось оно Заборье – никого не было, с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.
Не расскажешь же об этом Манюшке, дочери соседа, колхозного сапожника, – девчонке, прибегавшей каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.
Идея: Основная идея заключается в том, что старый дом, в котором живет Катерина Петровна, отражает ее утрату и чувство беспомощности. Она чувствует одиночество, утрату связи с прошлым и непонимание того, что будет с домом после ее смерти.
Стиль: Автор использует описательные приемы и метафоры, чтобы передать настроение и эмоции героев, а также передать важные детали и факты о событиях и местах. Например, "изодранная погодой и временем", "застывшая дверь", "дрожала рука" и т.д. В тексте также присутствуют лирические моменты, создающие атмосферу уныния и меланхолии.
Тип речи: Рассуждение автора имеет оттенок повествования, так как он описывает события и эмоции героев. В речи героев преобладают реплики в прямой речи, которые помогают воссоздать их характеры и отношения друг к другу.
Подробный анализ:
1. Тема текста: Уныние и одиночество, утрата связи с прошлым и неточность воспоминаний.
- Причины уныния и одиночества: холодный и ненастный октябрь, погода, полегшая трава, затихший рожок, запах нетопленных печей, пыльный и мрачный дом.
- Утрата связи с прошлым и неточность воспоминаний: картины потеряли яркость и четкость, затруднение вставать по утрам и видеть все то же, темная вода в глазах, некоторые предметы уже не понятны, Катерина Петровна останется последней жительницей села, некого расспросить о прошлом.
2. Идея: Основная идея заключается в том, что старый дом, в котором живет Катерина Петровна, отражает ее утрату и чувство беспомощности. Она чувствует одиночество, утрату связи с прошлым и непонимание того, что будет с домом после ее смерти.
- Утрата связи с прошлым: Катерина Петровна не может разобрать картины, не знает точно, что произошло с некоторыми предметами, запах нетопленных печей в комнатах приводит к ощущению, что там слишком сумрачно.
- Одиночество: Нет рядом никого, с кем можно было бы поделиться воспоминаниями и мыслями, с кем можно было бы поговорить о миру, о прошлом и настоящем.
- Беспомощность: Катерина Петровна не знает, что будет с домом после ее смерти, и чувствует себя беспомощной перед этой неопределенностью.
3. Стиль: Автор использует описательные приемы и метафоры, чтобы передать настроение и эмоции героев, а также передать важные детали и факты о событиях и местах.
- Описательные приемы: "октябрь был на редкость холодный, ненастный", "пастуший рожок затих до весны", "комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей", "пожелтевшие чашки на столе", "картины на стенах".
- Метафоры: "тычется один только маленький подсолнечник", "темные воды в глазах Катерины Петровны", "картины потускнели от времени", "последняя его обитательница".
4. Тип речи: Рассуждение автора имеет оттенок повествования, так как он описывает события и эмоции героев. В речи героев преобладают реплики в прямой речи, которые помогают воссоздать их характеры и отношения друг к другу.
- Реплики в прямой речи: "Может быть, в комнатах было слишком сумрачно", "А в селе – называлось оно Заборье – никого не было", "Не расскажешь же об этом Манюшке, дочери соседа, колхозного сапожника".
Таким образом, текст описывает уныние и одиночество Катерины Петровны, ее утрату связи с прошлым и беспомощность перед неизвестностью будущего. Автор использует описательные приемы, метафоры и реплики в прямой речи для передачи настроения и эмоций героев.