Прослушайте текст. 1. Составьте в парах диалог, ответив на вопрос «Должны ли культурные ценности ставиться выше универсальности прав человека?». Представьте различные точки зрения на поднятую проблему, обозначенную в тексте.
2. Выскажите собственное мнение по данной проблеме, аргументируя примерами из текста.
3. Предложите разные пути решения проблемы.
Образование в области прав человека невозможно без самих прав человека. Любой
человек, берущийся за образование в области прав человека, должен, прежде всего,
знать их и понимать их суть. Права человека можно понимать и объяснять просто или
сложно; их можно толковать в абстрактной и концептуальной форме или с
практических примеров из реальной жизни; их можно рассматривать в глобальном
аспекте или с точки зрения опыта отдельных территорий. Но при этом важно, чтобы
каждый, кто берется учить других правам человека, умел объяснить, что это такое, и
мог бы дать ответы на вопросы о правах человека.
Первая задача преподавателя прав человека ‒ увлечь молодых людей изучением
прав человека, а это подразумевает дать им точную информацию, разрушить миф об
их сложности и объяснить многие дилеммы, связанные с правами человека. Но сде-
лать это невозможно, если не учитывать основные концепции и ценности, лежащие в
основе прав человека, а именно: универсальность, неделимость и неотчуждаемость.
Преподаватель прав человека выступает в роли «посла» и защитника прав человека,
но если он будет не разъяснить и дать ответы на ключевые вопросы о правах
человека, все его усилия будут напрасны. При изучении прав человека возникают са-
мые различные вопросы, и никто не ждет, что преподаватель имеет ответы на каждый
из них. Однако он должен знать, где их искать, и развивать у участников умение на-
ходить свои собственные ответы.
Заблуждения по поводу происхождения прав человека (например, расхожее мнение
о том, что это якобы «западное» изобретение), их универсальности и принципа право-
применения могут легко превратить хорошо продуманное занятие на тему прав чело-
века в пустые дебаты, которые еще больше укрепят сомнения и заблуждения вместо
того, чтобы их развеять. Изучение прав человека является важнейшей и неоспоримой
составляющей о в области прав человека, без которой все остальное теряет смысл.
В данной главе мы даем читателям «Компаса» дополнительную информацию о
том, что такое права человека, как они развивались и как их следует защищать и про-
двигать. Разумеется, здесь не представлена исчерпывающая информация о понятиях
и системах прав человека. Но, как и другие разделы «Компаса», эта глава дает читате-
лям важные отправные точки и снабжает базовыми сведениями. И это уже забота тех,
кто будет пользоваться «Компасом» в дальнейшем - искать дополнительную инфор-
мацию в соответствии с характером их программ и запросам участников. Эту главу
также не следует воспринимать как некий тезис в духе «Что каждый должен знать
о правах человека». Вместо этого она затрагивает множество важных аспектов прав
человека. Каким-то участникам и ведущим понадобится знать больше (или меньше) о
том, в частности, каким образом права человека развивались и как они защищены в их
собственных странах.
Главу завершает раздел, содержащий вопросы, ответы и учебные задачи на тему
прав человека; здесь же приведены некоторые наиболее часто встречающиеся вопросы
и высказывания, выражающие сомнения по проблемам, связанным с правами человека.
Подобно тому, как (несовершенные) творения (столь же несовершенных) людей
подвергаются критической оценке, так и права человека постоянно пересматриваются,
развиваются и совершенствуются. Мы рассчитываем на то, что пользователи «Компа-
са» внесут свой вклад в его обновление, в частности, сообщая нам о тех изменениях,
которые произошли после его публикации.
Давайте сформируем пары и составим диалоги, в которых мы представим различные точки зрения на эту проблему, обозначенную в тексте.
Пара 1:
Анна: Я считаю, что культурные ценности должны быть выше универсальности прав человека, потому что каждая культура имеет свои традиции и особенности, которые должны быть защищены.
Марк: Я не согласен. Для меня универсальность прав человека на первом месте, потому что независимо от нашей культуры, каждый человек имеет право на свободу и достоинство.
Пара 2:
Николай: Культурные ценности имеют большое значение для сохранения исторического наследия каждой нации. Если мы ставим универсальность прав человека выше, то она может искажать и утрачивать уникальность каждой культуры.
Ольга: Я считаю, что универсальные права человека должны быть превыше всего. Можно сохранять историческое наследие и культурные ценности, но не в ущерб основополагающим правам каждого человека.
Пара 3:
Иван: Ценности каждой культуры могут быть разными, и нельзя одной культуре навязывать свои универсальные права.
Елена: Я думаю, что универсальные права человека должны все-таки быть превыше, потому что они являются основой справедливости и защиты прав каждого человека независимо от его культуры.
Отлично! Мы рассмотрели разные точки зрения на эту проблему. Теперь давайте выскажем свое собственное мнение, аргументируя примерами из текста.
В тексте говорится, что образование в области прав человека невозможно без самих прав человека. Это значит, что для того чтобы преподавать и учиться правам человека, нужно знать их и понимать их суть. Универсальность, неделимость и неотчуждаемость являются основными концепциями и ценностями прав человека.
Таким образом, я считаю, что универсальные права человека должны быть поставлены выше культурных ценностей. Все люди должны иметь одинаковые права и свободы, независимо от своей культуры или национальности.
Но как же найти решение этой проблемы? Давайте предложим разные пути решения.
1. Продолжать проводить образовательные программы по правам человека, которые будут включать изучение и понимание универсальных прав каждого человека. Таким образом, люди будут осознавать важность этих прав и привыкать к их универсальности.
2. Создание диалога и обмена между различными культурами. Это поможет людям понять и принять различия в культурных ценностях, сохраняя универсальные права человека на первом месте.
3. Развитие международных договоров и законов, которые защищают универсальные права и учитывают особенности каждой культуры. Таким образом, будет найден баланс между универсальностью прав человека и культурными ценностями.
Дети, важно помнить, что обсуждение таких сложных проблем, как права человека, помогает нам развивать критическое мышление и понимание нравственных ценностей. Вы имеете право на свое мнение, и я призываю вас активно участвовать в подобных дискуссиях, чтобы сформировать свою собственную позицию по данной проблеме. Спасибо за внимание и активное участие!