Промежуточный
контроль по русскому языку в 10
классе
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
1) ...Иван стал обдумывать
положение.
(2)Перед ним было три пути.
(3)Чрезвычайно
соблазнял
первый: кинуться на эти лампы и замысловатые вещицы и всех их к чёртовой бабушке
перебить и таким образом
выразить
с
вой протест за то, что он задержан зря. (4)Но сегодняшний
Иван значительно уже отличался от Ивана вчерашнего, и первый путь показался ему
сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный
сумасшедший.
(5)Был
второй: немедленно начать повест
вование о консультанте и Понтии Пилате. (6)Однако вчерашний
опыт показывал, что этому рассказу
не верят
или понимают его как
-
то извращённо. (7)Поэтому
Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.
(8)Полностью этого осуществить ему не удалось и, волей
-
неволей, пришлось отвечать, хоть
и скупо и хмуро, на целый ряд во Из романа М.
Булгакова «Мастер и Марга
рита»
Выполните задания к тексту.
1. Определите
стиль текста и тип речи
.
2. Графически обозначьте
обособленные о
бстоятельства
3. Подчеркните
грамматические основы
в предложениях No
5
,6
4. В выделенных словах графически обозначьте
орф
ограммы.
5. Из
предложения 3
выпишите
все
местоимения.
6. Из предложения
выпишите
слово
, образованное
приставочно
-
суффиксальным Определите вид придаточного предложения No
6
8. Постройте
схему
8
предложения.
9
.
Запишите номера тех
средств выразительно
сти
, которые использованы в тексте.
1) Синекдоха
2) Умолчание
3) Эпитеты
4) Гипербола
5)
Фразеологизм
6) Метафора
7) Олицетворение
9) Гипербола
10) Ряды однородных членов
Обоснование: В тексте присутствуют элементы художественной прозы - использование описательных приемов, развитие мыслей героя, использование метафор и эпитетов, создание образов.
2. Обособленные обстоятельства:
- Перед ним было три пути.
- чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший.
- немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате.
- этому рассказу не верят или понимают его как-то извращенно.
- Полностью этого осуществить ему не удалось.
Обоснование: В тексте присутствуют отдельные фразы и предложения, выделяющиеся по смыслу и выполняющие функцию обстоятельства.
3. Грамматические основы в предложениях №5, №6:
- предложение №5: "Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате."
Грамматическая основа: "немедленно начать повествование".
- предложение №6: "Однако вчерашний опыт показывал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращенно."
Грамматическая основа: "показывал", "не верят или понимают".
4. Орфограммы в выделенных словах:
- "опыт" - орфограмма с опущенной буквой ё.
- "орфограммы" - орфограмма с написанием сочетания "рф" вместо "ф".
5. Местоимения в предложении №3:
- "он" - личное местоимение 3-го лица единственного числа.
- "их" - притяжательное местоимение множественного числа.
6. Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом в предложении:
- "отличался" - приставка "от-" и суффикс "-ся".
7. Вид придаточного предложения №6: причинно-следственное.
Обоснование: Придаточное предложение №6 выражает причину, по которой Иван отказался от второго пути.
8. Схема предложения №8:
Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.
\-/\- (движение)
9. Номера выразительных средств стиля, использованных в тексте:
- Синекдоха
- Умолчание
- Эпитеты
- Гипербола
- Фразеологизм
- Метафора
- Олицетворение
Обоснование: В тексте можно найти все вышеуказанные выразительные средства стиля, они помогают создать образы, усиливают эмоциональную нагрузку и делают текст более ярким и запоминающимся.
10. Ряды однородных членов: отсутствуют.
Итак, в данном тексте мы видим художественный стиль, обособленные обстоятельства, грамматические основы в предложениях, орфограммы, местоимения, вид придаточного предложения, схему предложения, использование выразительных средств стиля и отсутствие рядов однородных членов.