Произведите синтаксический разбор данных ниже предложений. При разборе следует: а) указать, что это сложное предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной), бессоюзной; б) сказать, из скольких частей состоит сложное предложение и как эти части связаны между собой; в) каждую
часть разобрать отдельно как или сложное предложение.
1) Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому
событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки
2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что
эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много
а) Сложное предложение со связью подчинительной;
б) Предложение состоит из двух частей, связанных между собой при помощи подчинительной связи. Первая часть: "Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни". Вторая часть: "когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки".
в) Разбор каждой части предложения:
- Первая часть: "Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни". В данной части у нас есть подлежащее "мы" и сказуемое "узнаём". Далее идет определение "Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей". Затем идет дополнение "в ту пору нашей жизни". Вся часть предложения является сложным предложением, так как имеет подчинительную связь.
- Вторая часть: "когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки". В данной части у нас есть подчинительное предложение "когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию", указывающее на время или условие действия в предыдущей части предложения. Затем следует союз "когда", идут перечислительные предложения "когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой". В конце идет условное предложение "когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки". Вся часть предложения является сложным предложением со связью союзной (сочинительной и подчинительной).
2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много.
а) Сложное предложение со связью союзной (сочинительной и подчинительной);
б) Предложение состоит из двух частей, связанных между собой при помощи сочинительной связи. Первая часть: "До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды". Вторая часть: "а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много".
в) Разбор каждой части предложения:
- Первая часть: "До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды". В данной части у нас есть подлежащее "Костя" и сказуемое "знал". Затем идет перечисление объектов "что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками". Далее следует придаточное предложение "и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды". Вся часть предложения является сложным предложением со связью союзной (сочинительной и подчинительной).
- Вторая часть: "а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много". В данной части у нас есть союз "а", указывающий на противопоставление. Затем следует придаточное предложение "оказалось, что эту мелочь нужно беречь". Далее идет условное предложение "если хочешь сделать много". Вся часть предложения является сложным предложением со связью союзной (сочинительной и подчинительной).