Произведение Роллана Сейсенбаева"День,когда рухнул мир". Найдите изобразительно-выразительные средства художественного стиля(эпитеты,метафоры,олицетворения,сравнения),с которых автор передаст произошедшую трагедию.Какова их роль в тексте?Докажите, что состояние земли,степей,гор вызывает параллели с жизнью людей.
И – тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она – вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу – в ноги, в грудь, в лицо; ослабли бабушкины объятия, земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последней потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы, – огромный гриб заполонил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветьем красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть. Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплелся еще один – отчаянный, режущий уши визг ли, плач? …Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице бежала, увертываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка. Я застыл, как вкопанный, не понимая, что мне нужно предпринять. Ее крик резал мне уши. А может, не было крика? Может, я вообразил, что она кричала? Может, она беззвучно открывала рот и бежала не в степь, а в горы, и камни шарахались от нее.
1. Эпитеты:
- "бешеными толчками" - данное выражение имеет целью подчеркнуть силу и жестокость толчков земли.
- "огнедышащие сполохи" - данный эпитет описывает яркость и интенсивность сполохов, вызывая ощущение угрозы и страха.
- "адские эти звуки" - эпитет "адские" используется для передачи звуков, которые являются сильными, страшными и пугающими.
2. Метафоры:
- "земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу" - метафора "земля содрогнулась" создает образ земли, которая ведет себя так, как будто она живое существо, испытывающее страсть и ярость, и имитирует нападение на людей.
- "огромный гриб заполонил небо" - гриб здесь описывается как символ взрыва, который распространяется по небу, подчеркивая его огромные размеры, угрозу и разрушение.
3. Олицетворения:
- "степи, горы в последней потуге удерживались, чтобы не сгинуть" - здесь степи и горы представлены как живые существа, которые стараются сопротивляться разрушению и сохраниться.
4. Сравнения:
- "естественная колыбель" - сравнение данной колыбели с землей создает образ умиротворенности и безопасности, усиливая понимание того, насколько внезапное разрушение земли отличается от привычного состояния.
- "как необъезженный конь" - сравнение земли с необъезженным конем говорит о ее необузданной силе и неуправляемости.
Использование данных художественных средств позволяет автору передать читателю ощущение страха, удивления и потрясения, которые испытывает главный герой в результате тряски земли и последующего разрушения природы. Эпитеты и метафоры создают образные и эмоциональные впечатления, олицетворения и сравнения помогают увидеть аналогии между состоянием земли, степей и гор, а также жизнью людей, подчеркивая их брожение, уязвимость и истинную природу. Они помогают автору передать трагический характер происходящего и эмоциональное взаимодействие героев с окружающим ландшафтом.