Слово “ современность” имеет два значения: более узкое - то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое - музыка, независимо от эпохи, в которую она была написана, отвечающая нашим современным идеалам.
Композиторы , с творчеством которых мы знакомы, не памятники истории, а во многом наши современники, потому что настоящее, высокое искусство существует вне времени.
Современной можно назвать ту музыку, которая порождает некий до этого не существовавший тип эстетического переживания. Новизна этого переживания обусловленна экзистенциальным и эстетическим опытом, присущим только данной эпохе. Выделяя черты современного в окружающем нас мире, мы отличаем настоящее от истории и заново формируем наше историческое сознание.
Таким образом, можно сказать, что современна та музыка, которая заставляет нас по - новому взглянуть на историю и заново выстраивает связи в массе предшествующих ей художественных событий. Кроме того, она всегда отражает современное ей состояние общества (уже через формы ее презентации и социальные группы заказчиков и слушателей) и всегда связана как с его идеологическими настроениями, так и с его, общества, коллективным бессознательным, максимально выраженным как раз в поп-музыке (примеров положительного влияния последней на современную музыку больше, чем это принято считать).
Современность», начиная с эпох Возрождения и Просве- щения, – это не хронологическое понятие, а идеологическое. Его окончательно сформулировали идеологи Возрождения и Просве- щения, вложив в него смысл, который сохранился до настояще- го времени: современность – это то, что противостоит мировоз- зрению традиционного общества, что не относится к и «старому», не имеет преемственности с социальным опытом и традицией. Традиция и современность: преодоление современности... Понятие «современность» («модерн») особенно широко рас- пространилось в европейских языках после «Спора о древних и новых» (Querelle des Anciens et des Modernes) во Французской академии в конце XVII в. – спора, в котором «современность» и «древние» традиции уже окончательно понимались обеими сто- ронами как взаимоисключающие противоположности. При этом сама идея современности появилась раньше, в момент объявле- ния двучастного, затем трехчастного деления истории на древнее время, Средние века и Новое время (Петрарка, Бруни, Бьондо). Это деление разрывало историю на самостоятельные этапы, каж- дый из которых противостоял предыдущему, а хронологию пре- вращало в идеологию. В этом смысле «современность» возникла и утвердилась в философской мысли как слово-отрицание. Поэто- му в сегодняшнем языке «современность» мыслится как антоним «традиции»: традиция не может быть современной, современ- ность не может быть традиционной. Идеологические черты «современности», разработанные философами-гуманистами, постепенно перенеслись на простое понимание современности как текущего момента, сегодняшне- го дня. Современность на протяжении всех культурных эпох от Возрождения до Постмодерна стала отражением доктринальной «современности» Просвещения, которая состоит из идеи превос- ходства человека над Богом (гуманизм) и идеи вытеснения рели- гиозного сознания из культуры (секуляризм). Из этих ключевых идей вытекали все остальные идеи Нового и Новейшего време- ни – от рационализма до автономной этики и постмодернистского релятивизма. Это каркас нашего сегодняшнего мышления. Идеологичность современности проявляется повсемест- но и может быть обнаружена в языке. Словом «современность» мы поневоле окрашиваем определенным мировоззрением всё, к чему его применяем. Это вопрос жестких рамок и власти языка, на котором мы думаем и заложниками которого являемся: мы не умеем мыслить о чем-то «современном» вне идей Просвещения и модерна, вне идеи постоянного преодоления традиции ради дви- жения к «новому».
Что такое современность в музыке.
Слово “ современность” имеет два значения: более узкое - то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое - музыка, независимо от эпохи, в которую она была написана, отвечающая нашим современным идеалам.
Композиторы , с творчеством которых мы знакомы, не памятники истории, а во многом наши современники, потому что настоящее, высокое искусство существует вне времени.
Современной можно назвать ту музыку, которая порождает некий до этого не существовавший тип эстетического переживания. Новизна этого переживания обусловленна экзистенциальным и эстетическим опытом, присущим только данной эпохе. Выделяя черты современного в окружающем нас мире, мы отличаем настоящее от истории и заново формируем наше историческое сознание.
Таким образом, можно сказать, что современна та музыка, которая заставляет нас по - новому взглянуть на историю и заново выстраивает связи в массе предшествующих ей художественных событий. Кроме того, она всегда отражает современное ей состояние общества (уже через формы ее презентации и социальные группы заказчиков и слушателей) и всегда связана как с его идеологическими настроениями, так и с его, общества, коллективным бессознательным, максимально выраженным как раз в поп-музыке (примеров положительного влияния последней на современную музыку больше, чем это принято считать).
Понятие «современность» («модерн») особенно широко рас- пространилось в европейских языках после «Спора о древних и новых» (Querelle des Anciens et des Modernes) во Французской академии в конце XVII в. – спора, в котором «современность» и «древние» традиции уже окончательно понимались обеими сто- ронами как взаимоисключающие противоположности. При этом сама идея современности появилась раньше, в момент объявле- ния двучастного, затем трехчастного деления истории на древнее время, Средние века и Новое время (Петрарка, Бруни, Бьондо). Это деление разрывало историю на самостоятельные этапы, каж- дый из которых противостоял предыдущему, а хронологию пре- вращало в идеологию. В этом смысле «современность» возникла и утвердилась в философской мысли как слово-отрицание. Поэто- му в сегодняшнем языке «современность» мыслится как антоним «традиции»: традиция не может быть современной, современ- ность не может быть традиционной.
Идеологические черты «современности», разработанные философами-гуманистами, постепенно перенеслись на простое понимание современности как текущего момента, сегодняшне- го дня. Современность на протяжении всех культурных эпох от Возрождения до Постмодерна стала отражением доктринальной «современности» Просвещения, которая состоит из идеи превос- ходства человека над Богом (гуманизм) и идеи вытеснения рели- гиозного сознания из культуры (секуляризм). Из этих ключевых идей вытекали все остальные идеи Нового и Новейшего време- ни – от рационализма до автономной этики и постмодернистского релятивизма. Это каркас нашего сегодняшнего мышления.
Идеологичность современности проявляется повсемест- но и может быть обнаружена в языке. Словом «современность» мы поневоле окрашиваем определенным мировоззрением всё, к чему его применяем. Это вопрос жестких рамок и власти языка, на котором мы думаем и заложниками которого являемся: мы не умеем мыслить о чем-то «современном» вне идей Просвещения и модерна, вне идеи постоянного преодоления традиции ради дви- жения к «новому».