Прочтите текст и выполните 1-13
(текст огонёк внизу)
!
1. среди предложений 6-9 найдите простое односоставное предложение. запишите номер этого предложения, выпишите его грамматическую основу, определите вид.
2. определите вид односоставного предложения: – покажи мне его.
3. определите вид односоставного предложения 5, докажите.
4. предложение 7 является двусоставным, преобразуйте его в определённо-личное, запишите.
5. предложение 14 является двусоставным, преобразуйте его в неопределённо-личное, запишите.
6. определите вид односоставного предложения 2, докажите.
7. среди предложений 18-21 найдите определённо-личное предложение. запишите номер этого предложения, выпишите его грамматическую основу.
8. среди предложений 1-9 найдите сложные предложения. запишите номера этих предложений
9. запишите номера предложений, в которых есть обращения.
10. объясните графически постановку запятой в предложении:
и она вышла из комнаты, оставив девочку одну в темноте.
11. объясните графически постановку запятой в предложении:
гуля положила голову на плечо матери и молча смотрела на пламя, трепещущее в тёмном небе.
12. объясните графически постановку запятой в предложении:
он был освещён снизу и трепетал, как пламя.
13. дополните текст 2-3 назывными предложениями, указав номера предложений, после которых поместите их в тексте.
огонёк
1.– не уходи, сказала гуля. 2.– мне темно. 3. мама наклонилась над сеткой кровати:
4. – темнота, гуленька, совсем не страшна.
5. – да ведь ничего же не видно!
6. – это только сначала ничего не видно. 7. а потом ты увидишь такие хорошие сны! 8. мама укрыла дочку потеплее, но гуля снова подняла голову. 9. девочка смотрела на окно, которое едва светилось от уличных фонарей сквозь синюю штору.
10. – а тот огонёк горит?
– горит. спи.
– покажи мне его.
11. мама взяла гулю на руки, поднесла к окну.
12. напротив, над стенами кремля, реял флаг. 13. он был освещён снизу и трепетал, как пламя. 14. этот флаг маленькая гуля и называла «огоньком».
15.– видишь, горит огонёк, – сказала мама. 16. – он и всегда будет гореть, гулюшка. 17. никогда не погаснет.
18. гуля положила голову на плечо матери и молча смотрела на пламя, трепещущее в тёмном небе. 19. мама унесла гулю в кроватку.
20. – а теперь спи.
21. и она вышла из комнаты, оставив девочку одну в темноте.
огонёк
1.– не уходи, сказала гуля. 2.– мне темно. 3. мама наклонилась над сеткой кровати:
4. – темнота, гуленька, совсем не страшна.
5. – да ведь ничего же не видно!
6. – это только сначала ничего не видно. 7. а потом ты увидишь такие хорошие сны! 8. мама укрыла дочку потеплее, но гуля снова подняла голову. 9. девочка смотрела на окно, которое едва светилось от уличных фонарей сквозь синюю штору.
10. – а тот огонёк горит?
– горит. спи.
– покажи мне его.
11. мама взяла гулю на руки, поднесла к окну.
12. напротив, над стенами кремля, реял флаг. 13. он был освещён снизу и трепетал, как пламя. 14. этот флаг маленькая гуля и называла «огоньком».
15.– видишь, горит огонёк, – сказала мама. 16. – он и всегда будет гореть, гулюшка. 17. никогда не погаснет.
18. гуля положила голову на плечо матери и молча смотрела на пламя, трепещущее в тёмном небе. 19. мама унесла гулю в кроватку.
20. – а теперь спи.
21. и она вышла из комнаты, оставив девочку одну в темноте.
2. Вид односоставного предложения: показательный.
3. Вид односоставного предложения 5: расспросительный. Доказательство: наличие вопросительного слова "кто".
4. Преобразование предложения 7 в определённо-личное: Мама сказала, что он горит.
5. Преобразование предложения 14 в неопределённо-личное: Горит огонек.
6. Вид односоставного предложения 2: побудительный. Доказательство: наличие глагола-приказания "покажи".
7. Определённо-личное предложение среди предложений 18-21: предложение 18. Грамматическая основа: положила.
8. Сложные предложения среди предложений 1-9: предложения 3, 8.
9. Предложения, в которых есть обращения: предложения 4, 13.
10. Постановка запятой в предложении "и она вышла из комнаты, оставив девочку одну в темноте" объясняется тем, что второстепенная часть предложения "оставив девочку одну в темноте" выражает обстоятельство причины или условия, и отделяется запятой от главной части предложения "и она вышла из комнаты".
11. Постановка запятой в предложении "гуля положила голову на плечо матери и молча смотрела на пламя, трепещущее в тёмном небе" объясняется тем, что второстепенная часть предложения "трепещущее в тёмном небе" выражает обстоятельство образа действия, и отделяется запятой от главной части предложения "гуля положила голову на плечо матери и молча смотрела на пламя".
12. Постановка запятой в предложении "он был освещён снизу и трепетал, как пламя" объясняется тем, что второстепенная часть предложения "как пламя" выражает обстоятельство сравнения или степени, и отделяется запятой от главной части предложения "он был освещён снизу и трепетал".
13. Дополнение текста 2-3 назывными предложениями:
После предложения 13 вставляем предложение 14: "Гуля маленькая называла его «огоньком»."