Прочтите отрывок из исторического романа русского писателя И.И. Лажечникова (1792 – 1869) «Басурман» и выполните задания к нему. (1) Московия, дикая, но возрождающаяся, с своими беспредельными снегами и лесами, с таинственностью своего азиатизма, была для многих новооткрытою землею, богатым рудником для гения человека. (2) Московия, начавшая осиливать внешних и внутренних врагов, нуждалась, на первый раз, в наружном, вещественном образовании.

(3) Из семьи художеств и искусств первые гости, пришедшие к ней на зов ее, были: зодчество, живопись, литье пушек и колоколов. (4) В ратном деле силу огнестрельного оружия начинали брать на к силе мышц; храмы требовали более великолепия; князья и бояре искали в жилищах своих более удобства и безопасности от пожаров. (5) Все эти потребности двигал и удовлетворял Иоанн III Васильевич, смотревший уже на Русь свою очами и мыслью царя. (6) Может быть, обручальное кольцо последней отрасли Палеологов скрепило еще более врожденную любовь его к великолепию царской жизни, если не любовь к искусствам и художествам. (7) София рассказывала ему о чудных палатах и храмах Италии, о блеске тамошних дворов и этими рассказами указала ему средства осуществить идеи наружного величия, которые смутно еще носились в голове и сердце властителя. (8) Никогда потребности русских в этом отношении не могли быть лучше удовлетворены. (9) В Италию теснилась ученая Греция, испуганная мечом оттоманов; в свою очередь, Италия спешила поделиться с другими избытком сокровищ и дарований, принесенных к ней потомками Фидия и Архимеда. (10) Бедность, отвага и любовь к прекрасному – всюду разносили эту добычу. (11) Зодчие, литейщики, живописцы, резчики, серебряники отправлялись гурьбою в Москву... (И.И. Лажечников, «Басурман»)

ЗАДАНИЕ 1

1) В тексте не раз встречаются слова Московия и Италия. Определите, в одном и том же значении или в разных употребляется каждое из этих слов; обоснуйте свою точку зрения, назовите выраженные в тексте значения слов Московия и Италия и дайте этим значениям лексическую характеристику: основное (первичное) / вторичное, прямое / переносное, тип переносного значения (метафора, метонимия, синекдоха).

2) С какими из этих значений можно соотнести представленные в тексте значения слов Греция и Русь? Назовите и охарактеризуйте значения этих слов. Обоснуйте свое мнение, опираясь на семантику контекста.

ЗАДАНИЕ 2

В русском языке существительные образуются от наречий морфологическим (чаще всего суффиксальным) или морфолого-синтаксическим (субстантивацией – переходом наречия в существительное

1) Найдите в тексте в предложениях 8 – 9 существительное, образованное от наречия, назовите его образования и словообразовательное средство.

2) Дайте толкование значению существительного по значению производящего наречия; сформулируйте словообразовательное значение суффикса. Назовите еще одно русское существительное, образованное так же и с тем же словообразовательным значением.

fox363 fox363    2   30.10.2020 13:01    14

Другие вопросы по теме Русский язык