Прочитайте текст. Выполните задания. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тих… зимн… день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах- дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонк… стволы молодых берёз.\
Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые звуки. Где- то застучал неутомимый дятел, белка теребит у вершины ели спел… шишку. Лесную тишину нарушают вдруг весёл… негромк… птичьи голоса. Это стайка красногрудых клестов пронеслась над головой. Удивительно красивы эти птицы, оживляющие тишину зимн… леса.
( Соколов - Микитов)
Задания для работы с текстом.
1. Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его.
2. Вставьте пропущенные в тексте буквы, объясните их написание.
3. Выпишите из текста прилагательные по следующим колонкам:
- качественные
- относительные
- притяжательные
4. Образуйте все формы простой и составной сравнительной и превосходной степени от
прилагательных: весёлый, красивый, зимний, тонкий, хороший.
5. Произведите морфологический разбор прилагательного КРУЖЕВНЫМИ (арками).
6. Разберите следующие прилагательные по составу: зимний, внимательного, негромкие.
7. Подберите синонимы к следующим прилагательным: негромкие (голоса), спелая (шишка).
8. Подберите антонимы к прилагательным: тонкие (стволы), молодые (березы).
9. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
1. Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его.
Решение: Учитель должен прочитать текст громко и выразительно. После этого, он может предложить заголовок "Красоты русского леса зимой".
2. Вставьте пропущенные в тексте буквы, объясните их написание.
Решение: Здесь не указаны конкретные буквы, которые нужно вставить в текст, поэтому сложно дать точный ответ. Однако, учителя может объяснить, что пропущенные буквы - это недостающие гласные в словах "тих__", "зимн__", "бел__", "тонк__", и т.д. Гласные заменяются точками в тексте, чтобы проверить понимание учащихся о правильном написании этих слов.
3. Выпишите из текста прилагательные по следующим колонкам:
- качественные
- относительные
- притяжательные
Решение:
- Качественные прилагательные: хорош, чист, глубок, кружевн, весел
- Относительные прилагательные: молод, мал
- Притяжательные прилагательные: лесн
4. Образуйте все формы простой и составной сравнительной и превосходной степени от прилагательных: весёлый, красивый, зимний, тонкий, хороший.
Решение:
- Веселый (простая степень), веселее (сравнительная степень), самый веселый (превосходная степень)
- Красивый (простая степень), красивее (сравнительная степень), самый красивый (превосходная степень)
- Зимний (простая степень), зимнее (сравнительная степень), самое зимнее (превосходная степень)
- Тонкий (простая степень), тоньше (сравнительная степень), самый тонкий (превосходная степень)
- Хороший (простая степень), лучше (сравнительная степень), самый хороший (превосходная степень)
5. Произведите морфологический разбор прилагательного КРУЖЕВНЫМИ (арками).
Решение:
- Прилагательное: кружевной
- Падеж: множественное число
- Род: средний
- Падежная форма: творительный
6. Разберите следующие прилагательные по составу: зимний, внимательного, негромкие.
Решение:
- Зимний:
- Приставка: нет
- Корень: зим-
- Суффикс: -ний
- Внимательного:
- Приставка: нет
- Корень: внимательн-
- Суффикс: -ого
- Негромкие:
- Приставка: нет
- Корень: громк-
- Суффикс: -ие
7. Подберите синонимы к следующим прилагательным: негромкие (голоса), спелая (шишка).
Решение:
- Синонимы для "негромкие": тихие, тихо звучащие
- Синонимы для "спелая": зрелая, готовая
8. Подберите антонимы к прилагательным: тонкие (стволы), молодые (березы).
Решение:
- Антонимы для "тонкие": толстые, крупные
- Антонимы для "молодые": старые, взрослые
9. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
Решение:
- Первое предложение: Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес.
- Главное предложение, без вводных слов и подчинительных союзов.
- Состоит из подлежащего "русский лес" и сказуемого "хорош".
- Подчеркивает хорошие качества русского леса во все времена года.
Надеюсь, эта информация полезна и понятна школьнику! Если у вас есть ещё какие-либо вопросы, не стесняйтесь задавать.