Прочитайте текст. Определите жанр текста. Подготовьтесь к его анализу.
1)Какую задачу (цель) ставит перед собой автор? К кому он обращается? 2)Какие сведения о хвалебной речи отбирает автор?
3)Как автор строит свою речь? Из каких частей она состоит? Обозначьте смысловые вехи текста. 4)Какие приемы использует автор, чтобы сделать речь выразительной, чтобы заинтересовать слушателей? 5)Что в сообщении показалось интересным лично вам?
Дорогие друзья! Бывало ли с вами в компании так, что вы вдруг грустно осознавали свою бес вы не можете сказать двух слов, а вам хотелось, например, рассказать всем о том, как вам нравится эта компания, этот дом, люди, собравшиеся здесь. Вам хотелось выразить все изящно и величественно, чтобы эта речь действительно украсила торжество, была приятна и гостям, и юбиляру, и, конечно, вам;B одним словом, чувства переполняли вас, но вы не могли их выразить. Дело не в прирожденном косноязычии, поверьте. Вы, может быть не очень хорошо знаете, как и за что надо хвалить, а ведь это особое умение Не беда! Этому можно научиться, и сегодня я хочу вам рассказать именно об этом: за что и как надо хвалить. В науке речь «на случай», речь торжественную, называют эпидейктической. Она должна воодушевлять и сплачивать аудиторию; она затрагивает глубокие личные струны человеческой души, взывает чувствам эмоциям, так как эпидейктической речи мы обращаемся к вечным проблемам: этические законы и нормы, добро и зло, памятные события истории народа, основы его веры и традиций. Не думайте, что хвалить можно лишь людей: предметом эпидейктической речи может быть все, что угодно: любые одушевленные и неодушевленные предметы, явления... Еще Аристотель говорил, что хвалить нужно добродетель во всех ее проявлениях. Добродетель -это оказывать благодеяния, и наиболее полезные для людей добродетели - мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, великодушие, бескорыстие, щедрость, кротость и др. Хулить же надо противоположные качества, то есть пороки. Можно превозносить также исторические лица и события. Когда хвалят деяния и поступки, то рассматривают их в свете принесенного обществу блага. Выступая, оратор должен хорошо знать свою аудиторию, ее интересы, ее знания, то, что больше всего ценят его слушатели. Оратор (человек, произносящий речь) должен помнить, что истинная эпидейктическая речь - это речь искренняя, бескорыстная. Однако это вовсе не означает, что он не должен использовать преувеличение, сравнение, уподобление. Напротив, это только улучшает эпидейктическую речь. Это законы данного жанра. Не пренебрегайте сравнениями; можете сравнить добродетели или поступки восхваляемого лица с достоинствами или деяниями знаменитостей, исторических деятелей;B если это трудно, то сравните их с обычными людьми, чтобы выделить на этом фоне заслуги того, кого вы хвалите. Итак, теперь вы знаете об эпидейктической речи очень много: ее (воодушевлять), ее разновидности (похвала лицу, его деяниям, похвала коллективу и его достижениям, похвала событию, явлению). Знаете, что эпидейктическая речь прежде всего призыв к чувствам, что предметом такой речи может быть все, что угодно. Знаете, что хвалят добродетель, а пороки порицают и для этого используют специальные риторические средства (преувеличение, усиление и сравнение). Вы, конечно, понимаете, как важно выступающему хорошо знать свою аудиторию.