Прочитайте текст. Объясните постановку знаков препинания. Найдите в предложениях главные члены. Выпишите словосочетания. Определите, как связаны в них главное и зависимое слова (окончанием, окончанием и предлогом, по смыслу). Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях.
В осенние сумерки на морском побережье северо-восточный ветер гнул дугою голые тополя, потрясал рамы в старом, стоящем на холме доме с деревянной башней, грохотал крышей так, что казалось, будто по железной крыше ходит тяжеловесный человек, дул в трубы, под двери, во все щели. Из окон дома было видно, как на бурых плантажах метались голые розы, как над изрытым свинцовым морем летят рваные тучи. Было холодно и скучно.
1. Точка с запятой (;) - она используется для разделения близких по смыслу частей предложения. В данном тексте точка с запятой используется для разделения предложений: "Прочитайте текст.", "Объясните постановку знаков препинания.", "Найдите в предложениях главные члены.", "Выпишите словосочетания.", "Определите, как связаны в них главное и зависимое слова.", "Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях." и "Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях."
2. Запятые (,) - они используются для выделения второстепенных членов предложения, а также для выделения различных обстоятельств или пояснений. В данном тексте запятые используются для выделения таких конструкций, как "в осенние сумерки", "на морском побережье", "северо-восточный ветер", "голые тополя", "в старом", "стоящем на холме доме с деревянной башней", "потрясал рамы", "грохотал крышей", "видно, как на бурых плантажах метались голые розы", "над изрытым свинцовым морем летят рваные тучи" и "было холодно и скучно".
3. Тире (—) - оно используется для выделения отдельных частей предложения, для выделения вводных слов, фраз или предложений, а также для выделения прямой речи. В данном тексте тире используется для выделения частей предложения "что казалось, будто по железной крыше ходит тяжеловесный человек, дул в трубы, под двери, во все щели."
4. Точка (.) - она используется в конце предложения, обозначает его завершение. В данном тексте точка используется в конце предложений.
Поиск главных членов предложений:
1) В осенние сумерки на морском побережье северо-восточный ветер гнул дугою голые тополя.
- Главные члены: ветер гнул тополя.
2) Потрясал рамы в старом, стоящем на холме доме с деревянной башней.
- Главные члены: потрясал рамы дом с деревянной башней.
3) Грохотал крышей так, что казалось, будто по железной крыше ходит тяжеловесный человек.
- Главные члены: грохотал крышей ходит человек.
4) Дул в трубы, под двери, во все щели.
- Главные члены: дул.
5) Из окон дома было видно, как на бурых плантажах метались голые розы.
- Главные члены: было видно метались розы.
6) Как над изрытым свинцовым морем летят рваные тучи.
- Главные члены: летят тучи.
7) Было холодно и скучно.
- Главные члены: было.
Словосочетания:
- в осенние сумерки
- на морском побережье
- северо-восточный ветер
- гнул дугою голые тополя
- в старом, стоящем на холме доме с деревянной башней
- потрясал рамы
- грохотал крышей
- по железной крыше ходит тяжеловесный человек
- дул в трубы, под двери, во все щели
- было видно
- на бурых плантажах метались голые розы
- над изрытым свинцовым морем летят рваные тучи
- было холодно и скучно
Связь между главными и зависимыми словами в словосочетаниях:
- в осенние сумерки: предлог "в" связывает осенние сумерки
- на морском побережье: предлог "на" связывает морское побережье
- северо-восточный ветер: нет связи слов
- гнул дугою голые тополя: глагол "гнул" связывает дугою голые тополя
- в старом, стоящем на холме доме с деревянной башней: предлог "в" связывает старый дом, стоящий на холме, дом с деревянной башней
- потрясал рамы: глагол "потрясал" связывает рамы
- грохотал крышей: глагол "грохотал" связывает крышей
- по железной крыше ходит тяжеловесный человек: глагол "ходит" связывает железную крышу и тяжеловесного человека
- дул в трубы, под двери, во все щели: глагол "дул" связывает трубы, под двери и все щели
- было видно: нет связи слов
- на бурых плантажах метались голые розы: глагол "метались" связывает голые розы и бурые плантажи
- над изрытым свинцовым морем летят рваные тучи: глагол "летят" связывает рваные тучи и изрытое свинцовое море
- было холодно и скучно: нет связи слов
Тип подчинительной связи в словосочетаниях:
- в осенние сумерки: противительная связь
- на морском побережье: местоименная связь
- северо-восточный ветер: нет подчинительной связи
- гнул дугою голые тополя: деепричастие
- в старом, стоящем на холме доме с деревянной башней: противительная связь
- потрясал рамы: глагол
- грохотал крышей: глагол
- по железной крыше ходит тяжеловесный человек: деепричастие
- дул в трубы, под двери, во все щели: глагол
- было видно: глагол
- на бурых плантажах метались голые розы: деепричастие
- над изрытым свинцовым морем летят рваные тучи: деепричастие
- было холодно и скучно: глагол
Надеюсь, что данный ответ поможет понять использование знаков препинания, главных членов предложений, словосочетаний и типы подчинительной связи. Если у вас есть ещё какие-либо вопросы, я с радостью на них отвечу.