Прочитайте текст и выполните задания в тетради:
Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом
расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные
названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:
- Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть
можно! И тиной она поросла.
Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг, да и правда изменят
у нашей речки имя? Возьмут, да и назовут её Петлянкой, Мелководной
или вовсе Болотным ручьем…Обидно!
Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.
Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг
покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом
стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные
ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.
Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий,
стеклянный.
А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным,
фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку
зажгли.
Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит
светлая речка в хрустальных сияющих берегах.
Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём»
обозвать?
Задания:
1 Составьте и запишите план текста.
2 Сформулируйте основную мысль текста (1-2 предложения)
3 Определите и запишите тип речи абзаца №1
4 Определите и запишите стиль текста
5 Найдите и запишите не менее 3 средств художественной
выразительности (тропов), используемых в этом тексте
ТРОП ПРИМЕР из текста