Прочитайте текст и выполните задания минут пять. (2) Раскольников всё ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на Соню. (3) Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. (4) Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. (5) Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали... (6) Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. (7) Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего.
(8) — Что вы, что вы это? (9) Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце.
(10) Он тотчас же встал.
(11) — Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился... я давеча сказал одному обидчику, что он не стоит одного твоего мизинца и что я моей сестре сделал сегодня честь, посадив ее рядом с тобою.
(12) —Сидеть со мной! (13) Честь! (14) Да ведь я... бесчестная... я великая, великая грешница!
(15) — Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твое. (16) Тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. (17) Ужасно, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим не и никого ни от чего не Как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? (19) Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!
(20) — А с ними-то что будет? — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. (21) Раскольников странно посмотрел на нее.
(22) Он всё прочел в одном ее взгляде. (23) Стало быть, действительно у ней самой была уже эта мысль. (24) Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. (25) Даже жестокости слов его не заметила. (26) Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее мысль о бесчестном и позорном ее положении, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой.
Часть I
1. Напишите номер предложения, где выражена мысль, доказательству которой посвящен текст.
2. Укажите, к какому типу речи относится текст.
3. Определите стиль этого текста.
4. Укажите, какое предложение последнего абзаца соединено с предыдущим с противительного союза.
5. Из 11-го предложения выпишите фразеологизм со значением «оказывать уважение, внимание кому-либо».
6. Определите, в каком предложении последнего абзаца использован прием олицетворения.
7. Укажите предложение первого абзаца, в котором есть метафора.
8. Запишите ключевые слова 11-го - 16-го предложений.
9. Укажите предложение (-я), в котором (-ых) содержится риторический вопрос.
10. Из первого абзаца выпишите синонимическую пару.
Часть II
11. Из 1-го и 2-го предложений выпишите знаменательное (-ые) слово (-а), в котором (-ых)
все согласные звуки - глухие.
12. Из 2-го предложения выпишите слово (-а), в котором (-ых) не выделяется окончание.
13. Какой частью речи является слово "тотчас" в 10 предложении?
14. Из 25-го предложения выпишите все частицы.
15. Среди 1-7-го предложений найдите такое(-ие), в котором(-ых) есть составные именные сказуемые.
16. Укажите предложение (-я) первого абзаца с обособленными обстоятельствами.
17. Укажите сложное (-ые) предложение (-я), состоящее (-ие) из пяти частей.
18. Определите, одинаковы ли условия постановки запятых во 2-м и 6-м предложениях?
19. Среди предложений 20-26 укажите те, в которых употребляются вводные конструкции.
20. Среди предложений 1-15 укажите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными.
Часть III
Напишите краткий отзыв об этом тексте. Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией писателя? Аргументируйте своё согласие/несогласие с этой позицией. (Не менее 15 предложений.)