Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В7 (1) Как много говорят в последние годы, свободу-то мы получили, но распорядиться ею не смогли. (2) Писатель Василий Гроссман как-то сказал, что русский человек был свободен только девять месяцев - от Февральской до Октябрьской революции 1917 года. (3) Мы вышли из крепостного права и тут же с удовольствием влезли в ярмо советской системы. (4) Свобода как та травка на английском газоне - нужен не один десяток лет, чтобы она выросла. (5) Мы не можем понять, что испытывает человек, веками живущий в свободном обществе - француз или англичанин.
(6) Что такое свобода? (7) На мой взгляд, свобода - это умение жить так, чтобы твои действия не мешали жить и быть свободным другим, умение управлять своими желаниями. (8) Ведь все мы - живые люди и можем быть и разнузданными, и своевольными. (9) Мы нарушаем границы свободы окружающих людей: в мелочах - ущемляем свободу домашних, по-крупному - ущемляем свободу улицы или города.
(10) Я верю, что мы научимся быть свободными. (11) Ещё недавно чуть ли не 70% населения голосовало за возвращение к жёсткой руке. (12) Но на днях в России был проведен социологами опрос, можно ли ради борьбы с терроризмом ограничить права человека, прослушивать телефоны, досматривать без судебного решения. (13) Не проголосовали люди за это! (14) Уже выросло поколение, которое освободилось от страха. (15) Я верю, что чувство внутреннего достоинства, жажда свободы победят. (16) Люди не хотят быть рабами, потому что рабство - это потеря достоинства, потеря личности. (17) Страшнее рабства нет ничего.
(18) Мне могут возразить: но если русский человек перестанет бояться, его вообще ничто не остановит. (19) Послушание, основанное на страхе, временное. (20) Раб ведь послушен только до тех пор, пока над ним занесён кнут. (21) А потом он становится ещё более жесток, чем его надсмотрщик. (22) Общество, построенное на страхе, ждёт катастрофа. (23) Общество свободных людей может рассчитывать на успех.
А29. В каком предложении текста автор формулирует свое понимание свободы?
1) 7 2) 9 3) 11 4) 17
А30. Какой тип речи представлен в тексте?
1) рассуждение 2) повествование
3) описание 4) описание с элементами повествования
А31. Укажите предложение, в котором есть контекстные антонимы. 1) 5 2) 7 3) 9 4) 12
В1. Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным нулевой суффиксации).
В2. Из предложений 9—17 выпишите субстантивированное прилагательное (прилагательное, которое перешло в существительное).
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 1 - 7 найдите простое двусоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 10 — 20 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1 - 9 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 6-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с сочинительного противительного союза. Напишите номер этого предложения.