Прочитайте текст и выполните задания А1–А6, В1–В12
(1)Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений. (2)Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки; сквозь деревья сиял ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам.
(3)Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. (4)Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. (5)Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. (6)Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию.
(7)Охотник, отметив след сломанной веткой, пробрался к воде. (8)Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. (9)Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. (10)Слышались голоса и шаги. (11)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (12)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. (13)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.
(А. Грин)
^ Часть 1
А1. Определите стиль речи данного текста
1) разговорный
2) художественный
3) публицистический
4) научный
А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на во Какой цвет имел
в виду автор, называя его цветом «глубокой радости?»
1) это был белый цвет парусов
2) паруса были разноцветными
3) паруса были алого цвета
4) паруса были из голубой ткани
А3. Выберите верное продолжение ответа на во Почему охотник пробрался к воде»?
1) услышал странно звучащую музыку
2) услышал непривычный шум голоса
3) увидел непонятный предмет на воде
4) почувствовал неожиданную тревогу
А4. Укажите лексическое значение слова КЛАРНЕТ (предложение 3).
1) певчая птица
2) музыкальный инструмент
3) музыкант оркестра
4) певческий голос
А5. Укажите средство художественной выразительности, используемое в выражении «Звук
дрожал, как голос…» (предложение 5).
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) гипербола
А6. Укажите слово из текста со значением «зубчатая кайма по краю ткани»
1) снасти (предложение 13)
2) фестоны (предложение 9)
3) мачты (предложение 13)
4) складки (предложение 9)
^ Часть 2
В1. Подберите и запишите антоним к слову УТРЕННИЙ (предложение 1).
В2. Из предложения 2 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
^ В4. Из предложения 7 выпишите словосочетание причастие + существительное (главное слово).
В5. Напишите, какой частью речи является слово СКРЫВАЮЩИЙ (предложение 5).
^ В6. Из предложения 13 выпишите существительное, образованное суффиксальным В7. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Укажите
цифры, обозначающие запятые, выделяющие деепричастный оборот.
^ Неизвестный охотник,1 только что покинувший свой костер,2 двигался вдоль реки;3 сквозь
деревья сиял ее воздушных пустот,4 но прилежный охотник не подходил к ним,5
рассматривая свежий след медведя,6 направляющийся к горам.
В8. Среди предложений 9-13 найдите такое, в котором есть вводное слово. Напишите номер
этого предложения.
^ В9. Из предложения 8 выпишите все служебные части речи.
В10. Среди предложений 7-11 найдите и укажите нерас предложение.
Напишите его номер.
В11. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Укажите
цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения.
Наконец,1 тепло солнца произвело нужный эффект;2 воздушный напор усилился,3 рассеял
туман и вылился по реям в легкие алые формы,4 полные роз.
В12. Укажите разряд местоимения ВСЁ (предложение 13).