Прочитайте текст и выполните задания. (1)Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литературу дома и
литературу бездомья. (2)Литература достигнутой гармонии и литература
тоски по гармонии. (3)Разумеется, при этом качество литературного
произведения зависит не от того, какого типа эта литература, а от силы таланта
художника.
(4) Интересно, что в русской литературе эти два типа художников
появлялись нередко в виде двойчатки, почти одновременно.
(5)Так Пушкин и Лермонтов – достигнутая гармония (Пушкин) и великая
тоска по гармонии (Лермонтов). (6)Такая же пара: Толстой – Достоевский.
(7)В двадцатом веке наиболее яркая пара: Ахматова – Цветаева.
(8)Литература дома имеет ту простую человеческую особенность, что
рядом с ее героями хотелось бы жить; ты под крышей дружеского дома, ты
укрыт от мировых бурь, ты рядом с доброжелательными, милыми хозяевами.
(9)И здесь, в гостеприимном и уютном доме, ты можешь с хозяином дома
поразмышлять и о судьбах мира, и о действиях мировых бурь.
(10)Литература бездомья не имеет стен, она открыта мировым бурям, она
как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожен,
затянут видением бездны жизни. (11)Но всегда жить рядом с этой бездной ты
не хочешь. (12)Впрочем, это во многом зависит от характера читателя.
(13)Литература дома всегда гораздо более детализирована, поскольку
здесь мир – дом и нельзя не пощупать и не назвать милую сердцу творца
домашнюю утварь.
(14)Литература бездомья ничем не детализирует, кроме многообразья
своего бездомья, да и какие могут быть милые сердцу детали быта, когда дома
нет.
(15)Зато литература бездомья гораздо более динамична, она жадно ищет
гармонию и в поисках этой гармонии постоянно убыстряет шаги, переходящие
в побежку, а иногда, отрываясь от земли, летит.
(16)Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм
Толстого. (17)Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (18)И обе –
великие поэты. (19)Ахматова – литература дома. (20)Цветаева - литература
бездомья. (21)И сразу, с ранней юности, обозначилась таковой, хотя родилась
и жила в уютном профессорском доме.
(22)Оба поэта – люди трагической судьбы. (23)Но одна из них сразу стала
поэтом дома, а другая поэтом бездомья.
(24)Разумеется, в совершенно чистом виде эти два типа литературы почти
не существуют. (25)Но как две мощные склонности они реальны. (26)Они
необходимы друг другу и будут сосуществовать вечно.
(Ф. Искандер)
Задания.
1. Определите стиль и тип речи текста.

2. В каком значении в тексте используется слово дом?

3. Выпишите из текста слово со значением «согласованность, соразмерность
разных качеств, предметов, явлений».

4. Укажите образования подчеркнутых слов.




5.Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их
морфемный разбор.




6. Из предложений 17 – 21 выпишите притяжательное
прилагательное.
7. Найдите в тексте и выпишите прилагательное в форме превосходной
степени.
8. Из предложений 21 – 26 выпишите собирательное(-ые) числительное(-
ые).
9. Из предложений 8 – 10 выпишите причастия.



10. Из предложения 11 выпишите 3 словосочетания со связью
ПРИМЫКАНИЕ._

11. Среди предложений 15 – 17 найдите назывное предложение. Напишите его
номер.
12. Среди предложений 9 – 21 найдите предложения с уточняющими членами.
Запишите их номера.
13. Запишите номера предложений с вводными
конструкциями.
14. Среди предложений 10 – 15 найдите СПП. Напишите его номер, укажите
тип подчинительной связи, вид придаточных.

15. Укажите номер(-а) сложного(-ых) предложения(-ий), одна из частей
которого(-ых) – односоставное безличное
предложение.

LaSeine28 LaSeine28    3   23.12.2020 08:37    459

Ответы
elbrusikus elbrusikus  20.12.2023 13:15
1. Стиль и тип речи текста: В тексте преобладает описательный стиль речи. Тип речи - научно-публицистический. 2. В тексте слово "дом" используется в переносном значении, описывая литературу. Здесь слово "дом" означает место уюта, комфорта, гармонии и обозначает литературу, которая создает ощущение домашнего тепла и приветливости. 3. Слово "согласованность, соразмерность разных качеств, предметов, явлений" в тексте отсутствует. 4. Образование подчеркнутых слов: - "дома" - произошло от основы "дом" и суффикса -а, образующего форму родительного падежа единственного числа существительного; - "под" - предлог; - "с" - предлог; - "и" - союз; 5. Количество морфем в выделенных словах и их морфемный разбор: - "всю" - морфемы: вс- (корень), -ю (суффикс); - "мировую" - морфемы: мир- (корень), -ов- (суффикс), -ую (суффикс); - "на" - предлог; - "два" - морфемы: дв- (корень), -а (суффикс); - "типа" - морфемы: тип- (корень), -а (суффикс); - "литературы" - морфемы: литератур- (корень), -ы (суффикс), -ы (суффикс); - "дома" - морфемы: дом- (корень), -а (суффикс); 6. Прилагательное в форме притяжательной степени из предложений 17-21: - "русской" - притяжательное прилагательное, образовано от существительного "Россия" путем прибавления суффикса -ск- и окончания -ой; 7. Прилагательное в форме превосходной степени: - "наиболее" - превосходная степень слова "много" с помощью приставки наи- и суффкса -ейше; 8. Собирательные числительные в предложениях 21-26 отсутствуют. 9. Причастия в предложениях 8-10 отсутствуют. 10. Три словосочетания со связью "ПРИМЫКАНИЕ" из предложения 11: - "видением бездны жизни" - "гармонии в поисках этой гармонии" - "мощный замедленный ритм" 11. Назывное предложение: в тексте нет назывных предложений. 12. Предложения с уточняющими членами из предложений 9-21: - "рядом с доброжелательными, милыми хозяевами" (предложение 8) - "с хозяином дома" (предложение 9) 13. Номера предложений с вводными конструкциями: в тексте нет вводных конструкций. 14. СПП из предложений 10-15 отсутствуют. 15. Сложного предложения, одна из частей которого - односоставное безличное предложение, в тексте нет.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык