Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В XX веке мы явно перенасытились рассудочностью. (2)И теперь не знаем, чего ждать от нынешнего состояния, — это уже тупик или есть ещё какие-то перспективы на привычном пути?
(3)На протяжении многих веков жизне человечества в немалой степени определялась существованием двух полюсов, двух метафизических оснований его бытия — на Востоке и Западе. (4)Сколько раз из мистических глубин восточной мудрости черпал западный рационализм духовные истины, неожиданные для логической мысли решения. (5)Они Запад на перевалах истории, когда разум умолкал в бессилии и требовался новый взгляд на ситуацию. (6)Нынче Восток бросился в погоню за Западом по уже накатанной колее. (7)Теперь и здесь в цене интеллект, высокий уровень IQ.
(8)Рационализм становится хозяином мира. (9)С какой непохожей системой жизни может встретиться в перспективе глобальная цивилизация, где найдёт “разнообразие живое”, чем будет обновляться, что иное ассимилировать?
(10)Или неизбежно деградирует и угаснет, как угасли народы, оказавшиеся “изолянтами”? (11)Непрерывные диалоги нужны и внутреннему миру человека, прежде всего между его духовным началом и основным инструментом земной жизни — разумом. (12)Внутри человека тоже есть “Восток” и “Запад”.
(13)В начале XIX века А.С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире.
(14)В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. (15)3а два столетия многое изменилось. (16)Нынче эпитет “умный” — наиболее желанный и почётный для людей, а сам разум — признанный авторитет при решении любых проблем. (17)Однако теперь он окончательно “с сердцем не в ладу”. (18)Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрёл. (19)При всех внешних достижениях в опустошённом рационализмом внутреннем мире “умных” тревожно, тускло, убого. (20)В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. (21) Они увидели в нём земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.
(В. Петров)
1. Объясните с подбора синонимов лексическое значение слов
АССИМИЛИРОВАТЬ (предложение 9)
ДЕГРАДИРОВАТЬ (предложение 10).
2. В каком значении употреблено слово КЕСАРЬ в предложении 21?
3. Выпишите из предложения 4 слово, требующее орфоэпической пометы. Сделайте её.
4. Назовите образования следующих слов: БЕССИЛИЕ (предложение 5) , СТОЛЕТИЕ (предложение 15) , ЖИЗНЕ предложение 3) , УВИДЕЛИ (предложение 21).
5. Выпишите из предложения 6 все словосочетания, укажите вид подчинительной связи в них.
6. Определите часть речи у слов ЕЩЁ (предложение 2) , ВНУТРИ (предложение 12) , СКОЛЬКО (предложение 4) , ЧЕМ (предложение 9) , ИНОЕ (предложение 9)
7. В предложениях 13-21 найдите все местоимения, подчеркните их в тексте соответственно их синтаксической роли, подпишите над ними разряд.
8. Выпишите грамматические основы из предложений 7-9.
9. Среди предложений 3-8 найдите предложение, связанное с предыдущим с наречия. Укажите его номер.
10. Найдите все союзы в предложениях 8-12. Выпишите их, указав разряд (сочинительный или подчинительный) и функцию в предложении.
11. Среди предложений 13-20 найдите предложение, связанное с предыдущим при противительного союза и личного местоимения. Укажите его номер.
12. Объясните знаки препинания в предложениях 2, 11, 20.
13. Среди предложений 1-10 найдите сложное с однородными придаточными. Укажите его номер, сделайте схему.
14. Укажите номера предложений, в которых используются следующие средства выразительности:
а) устойчивые выражения
б) риторический во в) антитеза
г) синтаксический параллелизм