Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Детство, как почва, в которую падают семена.(2) Они крохотные, их не видно, но они есть.(3)… они начинают прорастать. (4)Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения.(5) Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые– хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.
(6) Последующая жизнь сложна, многообразна.(7) Она стоит из миллиона поступков, определяющихся многим чертами характера, и, в свою очередь, формирующими этот характер.(8) Но если бы какой-нибудь фантастический ум мог и находить связь явлений, то он нашел бы, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, своё семечко.
(По В. Солоухину)
К каждому заданию 1-6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа запишите.
1. Укажите предложение, в котором выражена главная мысль текста.
1) Предложение 1
2) Предложение 2
3) Предложение 6
4) Предложение 8
2. Какой тип речи используется в тексте?
1) Повествование
2) Повествование с элементами описания
3) Повествование с элементами рассуждения
4) Рассуждение
3.Какой стиль текста используется в тексте?
1) научный
2) официально-деловой
3) публицистический
4) художественный
4. В каком значении в восьмом (8) предложении текста употреблено слово явление?
5. Какое слово должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
1) когда
2) потом
3) возможно
4) вечером
6. Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложении: «Детство, как почва, в которую падают семена».
7. Замените слово поступков (предложение 7) синонимом.
8. Из предложений 1-3 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
9. Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором пишется –нн- и укажите часть речи.
10. Укажите количество грамматических основ в восьмом (8) предложении.
2. В тексте используется тип речи 3) Повествование с элементами рассуждения. Автор излагает определенные факты и размышления о значимости детства в формировании личности.
3. Стиль текста, используемый в данном тексте, - 3) публицистический. Автор выражает свои собственные мысли и рассуждения на определенную тему.
4. В восьмом (8) предложении текста слово "явление" используется в значении "факт, событие, проявление".
5. На месте пропуска в третьем (3) предложении текста должно быть слово 3) возможно. Это слово подходит по контексту и согласуется с дальнейшим прорастанием семян.
6. Средство художественной выразительности, используемое в предложении "Детство, как почва, в которую падают семена", - это сравнение. Автор сравнивает детство с почвой, чтобы показать, каким важным периодом оно является для развития личности.
7. Слово "поступков" из предложения 7 можно заменить синонимом "действия".
8. Слово с чередующейся гласной в корне найдено в предложении 2: "Они крохотные, их не видно, но они есть." Слово "крохотные";
9. Слово с написанием "-нн-" найдено в предложении 7: "Она стоит из миллиона поступков". Слово "поступков" является существительным.
10. В восьмом (8) предложении текста количество грамматических основ составляет 2. Основы состоят из слов "имели" и "детстве".