Прочитайте текст и выполните задания 1 – 6. В доме Чайковского Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна. Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами. Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку. Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни. И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе. (По К.Паустовскому)
Задания с кратким ответом
1. Какое словосочетание определяет чувство, которое рождали в душе
композитора самые простые явления жизни?
2. Выпишите из текста предложение с обобщающим словом при однородных
членах.
3. Из абзаца 1 выпишите вводное(-ые) слово (-а), выражающее (-ие) оценку
степени достоверности факта.
4. Из 3 абзаца выпишите предложение с обособленными обстоятельствами,
выраженными одиночным деепричастием.
5. Запишите предложение, выделенное курсивом, и выполните его ПОЛНЫЙ
синтаксический разбор.
6. Какое изобразительно-выразительное средство доминирует в 3 абзаце
текста? Приведите пример.
Обоснование: В тексте говорится, что композитор мечтал передать лёгкий восторг от самых простых явлений жизни.
2. Предложение с обобщающим словом при однородных членах: "Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна."
Обоснование: В данном предложении слово "но" является обобщающим словом, связывающим две ситуации - дуновение ветра и его непроникновение в окна.
3. Вводные слова, выражающие оценку степени достоверности факта: "А может быть и от (того)".
Обоснование: Вводное слово "А может быть" используется для выражения возможности и некоторой сомнительности.
4. Предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными одиночным деепричастием: "Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю."
Обоснование: В данном предложении деепричастие "пр..ступив" выражает обстоятельство условия, а также является обособленным.
5. Предложение, выделенное курсивом: "Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы."
ПОЛНЫЙ синтаксический разбор предложения:
- Подлежащее: "раздр..жавш..е половицы" (одушевленное существительное в именительном падеже, единственное число, среднего рода, склонение 1);
- Сказуемое: "Единств..(н,нн)ое" (прилагательное, положительная степень, единственное число, среднего рода, склонение 1);
- Определение: "скрипуч..е" (наречие);
- Выделенное слово "Единств..(н,нн)ое" является сказуемым, выражает признак, относящийся к подлежащему.
6. Изобразительно-выразительное средство, доминирующее в 3 абзаце текста: прием повтора словосочетания "половицы".
Пример: "Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы."
Обоснование: В данном предложении словосочетание "половицы" повторяется три раза, что создает изобразительно-выразительный эффект и подчеркивает особенность дома.