Прочитайте текст и выполните задания 1-13.
Нищий.
(1) Это было сразу после войны. (2) В квартиру постучался нищий. (3) Накануне праздновали мамин день рождения. (4) Все решили, что вернулся Мухолович доедать заливное.
(5) Мама отворила дверь, растерялась. (6) С тревогой остановила нищего в прихожей, где лежали меховые шапки. (7) Дрожащей рукой налила стакан «Алыбашлы».
(8) Нищий ждал. (9) Он был в рваном плаще. (10) Следов увечья не было заметно.
(11)Нищий молчал, заполнив собой все отдельной квартиры. (12) Гнетущая тишина опустилась на плечи. (13) Тишина давила, обжигала лицо. (14) От этой тишины ныл крестец.
(15) Мама вынесла стакан на чайном блюдце. (16) Нищий, тоже, глядя в пол, сказал:
(17) – Я не пью, мамаша. (18) Дайте хлеба…
(19) Потом Красноперов часто видел нищих. (20) Как-то раз в пригородную электричку зашел человек. (21) Он развернул бесстыжие меха гармошки и запел:
(22) Вас пятнадцать копеек не устроят,
(23) Мне же это – доход трудовой…
(24) Это был фальшивый нищий, почти артист. (25) А вот того парня, без следов увечья, Красноперов запомнил. (26) И тишину в коридоре. (27) И обмерших зажиточных родителей.
(С.Д.Довлатов «Иная жизнь»).
А. Задания с выбором ответа.
1.Какие высказывания не соответствует содержанию текста?
1)Когда нищий вошел в квартиру, все ему посочувствовали, накормили.
2) Красноперов навсегда запомнил этого нищего парня без увечья.
3) Красноперов считал всех нищих артистами.
4) Нищий произвел на членов зажиточной квартиры неприятное впечатление.
2. Укажите тему текста.
1) Случай, который перевернул жизнь Красноперова.
2) Нищий парень и Красноперов.
3) Появление нищего парня в зажиточной квартире.
4) Отношение к нищему парню зажиточных родителей Красноперова.
3. Какое из перечисленных суждений не является ошибочным?
1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.
2) В предложениях 19-21 представлено повествование.
3) Предложения 9-10 содержат описательный фрагмент.
4) В предложениях 25-27 представлено рассуждение.
4. Укажите предложение, которое связано с предыдущим при лексического повтора.
1) 21; 2) 9; 3) 13; 4) 12.
Б. Задания с кратким ответом.
5. Определите стиль и тип речи данного текста и докажите свою точку зрения.
6. Среди предложений 7-10 найдите односоставное предложение и запишите его номер.
7. Найдите в тексте 3 слова с безударной проверяемой гласной в корне слова и выпишите их, подобрав проверочные слова.
8. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение и напишите его номер.
9.Среди предложений 11-16 найдите предложение(-я) с деепричастным оборотом.
10.Выполните схему 11 предложения с описанием..
11. Выполните фонетический разбор слова: гнетущая.
12. Докажите, что данный отрывок – текст, подкрепляя свой ответ примерами из данного отрывка.
С. Задание с развернутым ответом.
13. Запишите, как вы понимаете смысл названия данного текста.
Пересказ текста не оценивается. Объем рассуждения – не менее 50 слов.
1. Какие высказывания не соответствует содержанию текста?
1) Когда нищий вошел в квартиру, все ему посочувствовали, накормили.
2) Красноперов навсегда запомнил этого нищего парня без увечья.
3) Красноперов считал всех нищих артистами.
4) Нищий произвел на членов зажиточной квартиры неприятное впечатление.
Ответ: 1) Когда нищий вошел в квартиру, все ему посочувствовали, накормили.
2. Укажите тему текста.
1) Случай, который перевернул жизнь Красноперова.
2) Нищий парень и Красноперов.
3) Появление нищего парня в зажиточной квартире.
4) Отношение к нищему парню зажиточных родителей Красноперова.
Ответ: 3) Появление нищего парня в зажиточной квартире.
3. Какое из перечисленных суждений не является ошибочным?
1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.
2) В предложениях 19-21 представлено повествование.
3) Предложения 9-10 содержат описательный фрагмент.
4) В предложениях 25-27 представлено рассуждение.
Ответ: 2) В предложениях 19-21 представлено повествование.
4. Укажите предложение, которое связано с предыдущим при лексического повтора.
1) 21
2) 9
3) 13
4) 12
Ответ: 3) 13
B. Задания с кратким ответом:
5. Определите стиль и тип речи данного текста и докажите свою точку зрения.
Данный текст является художественным и представляет собой повествовательный тип речи. Это подтверждается использованием описательных фрагментов, заметным использованием элементов художественного стиля (например, описание внутренних состояний персонажей) и наличием диалогов между персонажами.
6. Среди предложений 7-10 найдите односоставное предложение и запишите его номер.
Предложение 8 "Нищий ждал." является односоставным предложением.
7. Найдите в тексте 3 слова с безударной проверяемой гласной в корне слова и выпишите их, подобрав проверочные слова.
Слова: заливное, обжигала, зажиточных.
8. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение и напишите его номер.
Предложение 3 "Накануне праздновали мамин день рождения." является сложным предложением.
9. Среди предложений 11-16 найдите предложение(-я) с деепричастным оборотом.
Предложение 11 "Нищий молчал, заполнив собой все отдельной квартиры." содержит деепричастный оборот "заполнив собой все отдельной квартиры".
10. Выполните схему 11 предложения с описанием.
[Субъект] Нищий - [сказуемое] молчал - [союз] заполнив - [объект] собой - [обстоятельство] все отдельной квартиры.
11. Выполните фонетический разбор слова: гнетущая.
Гнетущая: [г] – глухой согласный; [н] – звуковое сочетание буквы "н"; [е] – закрытый слог; [т] – глухой согласный; [у] – звуковое сочетание буквы "у"; [щ] – звуковое сочетание буквы "щ"; [а] – открытый слог; [я] – звуковое сочетание буквы "я".
12. Докажите, что данный отрывок – текст, подкрепляя свой ответ примерами из данного отрывка.
Данный отрывок - текст, потому что он представляет собой последовательность связанных друг с другом предложений, которые образуют цельную и законченную мысль. Отрывок содержит элементы повествования, описания и диалога, что является характерными признаками текста.
C. Задание с развернутым ответом:
13. Запишите, как вы понимаете смысл названия данного текста.
Смысл названия "Нищий" в данном тексте может быть понят как образ, который играет важную роль в жизни главного героя, Красноперова, и вызывает у него много душевных переживаний и впечатлений. Нищий символизирует не только материальную нужду, но и одиночество, безысходность и непонимание в обществе. Красноперов запоминает этого нищего как яркий момент в своей жизни, который имеет глубокое эмоциональное воздействие на него.