Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13. Текст 2
(1)Далеко не всегда городские улицы разных городов освещались фонарями и были безопасны в тёмное время суток. (2)Впервые фонари появились на улицах Парижа. (3)Началось всё с того, что полиция стала требовать, чтобы каждый домовладелец охране порядка, выставлял с десяти часов вечера в окне нижнего этажа зажжённую лампу. (4)Через некоторое время возникли специальные команды фонарщиков, которые за небольшую плату освещали дорогу всем желающим. (5)А спустя ещё несколько лет в городе были установлены фонари. (6)В честь этого события король Людовик Четырнадцатый повелел отчеканить медаль. (7)Говорят, что его царствование стали называть «блестящим» именно из-за уличных фонарей.
(8)Через двадцать лет после Парижа был освещён Лондон. (9)Один изобретательный человек по имени Эдуард Геминг взялся за небольшие деньги выставлять у каждой десятой двери фонарь. (10)Правда, фонари он выставлял не круглый год, а только зимой и только в безлунные ночи с шести до двенадцати часов. (11)И всё-таки его предложение вызвало бурю восторга. (12)Его называли гениальным изобретателем, говорили, что «открытия других изобретателей ничто в сравнении с подвигом человека, который превратил ночь в белый день».
(13)У нас в России ещё сто лет назад улицы освещались масляными фонарями. (14)Как выглядели тогда улицы Петербурга, рассказывает нам Н.В. Гоголь в повести «Невский проспект»: «Как только сумерки упадут на дома и улицы и будочник, накрывшись рогожей, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. (15)Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…» (16)Так что в России фонарь оказался не только средством обеспечения порядка на улицах в тёмное время суток, но и создания волшебства. 17)Недаром специальные аппараты для демонстрации рисунков, прообразы современных видеопроекторов, называли «волшебными фонарями».
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
10. Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Задание 11
Почему Эдуарда Геминга называли гениальным изобретателем?
12. Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «буря» («бурю») из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(11)И всё-таки его предложение вызвало бурю восторга.
13. Задание 13
Определите стилистическую окраску слова «повелеть» («повелел») из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(6)В честь этого события король Людовик Четырнадцатый повелел отчеканить медаль.
14. Задание 14
Объясните и запишите значение фразеологизма мутить воду. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
.
План текста из трех пунктов:
1. Появление фонарей на улицах Парижа и развитие системы освещения.
2. Введение фонарей на улицы Лондона и роль Эдуарда Геминга в создании освещения.
3. Освещение улиц в России и его значимость.
Эдуарда Геминга называли гениальным изобретателем, потому что его предложение о выставлении фонаров на улицах вызвало огромный восторг. Его изобретение изменило обстановку на улицах и превратило ночь в белый день.
Слово «буря» в предложении 11 имеет лексическое значение «всплеск эмоций». Пример другого многозначного использования слова «буря»: Шторм вызвал бурю в море и опасность для плавания.
Слово «повелеть» («повелел») в предложении 6 имеет стилистическую окраску, выражающую решительность и авторитетность короля. Синонимом этого слова может быть «приказать».
Фразеологизм «мутить воду» означает создавать смуту, сбивать с толку или вводить в заблуждение. Например, в ситуации, когда два человека ведут обманчивую дискуссию, скрывая истинные цели, можно сказать: "Они мутят воду, чтобы отвлечь внимание от настоящих проблем".