Прочитайте текст 2 и выполните задания 7-17
(1)В шестидесятых годах XX века в Санкт-Петербурге состоялась выставка картин одного из самых любимых в нашей стране художников-пейзажистов – Исаака Ильича Левитана часа полтора с момента открытия, и вдруг раздался тревожный звонок телефона в кабинете главного музейного хранителя. (3) Он бросился на выставку, пробился сквозь плотную толпу посетителей и увидел, что картина «Золотой плёс», принадлежащая Третьяковской галерее, вся покрылась волнами. (4) Ещё совсем недавно это полотно было идеально натянуто, а теперь оно напоминало бурю на море. (5)Немедленно стали искать причину беды. (6) Пока спорили и гадали, появился новый сюрприз: холст сам по себе разгладился, а от морщин не осталось никакого следа. (7) На следующий день повторилось то же самое: в 11 часов утра перед посетителями раскрылись двери выставки, в 13 часов картина собралась в складки, в 20 часов складки исчезли. (8) А на третий день прекрасное произведение Левитана уже больше не заставляло хранителей музея так волноваться, потому что причина необычного поведения картины была разгадана: неожиданно оказалось, что тыльная сторона холста была прикрыта куском обыкновенного полиэтилена. (9)Всё дело в том, что вместе с воздухом человек выдыхает пары воды, которые разрушительно действуют на произведения живописи. (10) Если в комнате одновременно находится большое количество человек, то воздух становится влажным. (11) А на выставку Левитана ежедневно в течение нескольких часов приходили 8 – 10 тысяч любителей искусства! (12) Приходили, дышали. (13) И влажность воздуха совершала огромные скачки, в зависимости от этих скачков холст то впитывал влагу, то высыхал, то растягивался, то сжимался. (14) Тогда-то и решили упаковать все картины в специальные конверты, предохраняя бы сразу и от пыли, и от влаги. (15) Музейные экспонаты, с какими бы предосторожностями их ни хранили, испытывают на себе удары времени. (16) С годами они дряхлеют, заболевают. (17) Рассыпается холст, красочный слой трескается, желтеет бумага, выцветает акварель… (18) Но ведь всё, что находится в музеях, - это сокровища, которым, безусловно, нет цены. (19) Это гордость всего нашего народа, всего человечества. (20) Сменяются поколения, но каждому из них дороги эти сокровища. (21) Разве мы можем обездолить наших далёких потомков?! (22) И работники музеев сохраняют красоту во что бы то ни стало. Произведения искусства умирать не должны! (24) Ни при каких обстоятельствах, даже самых трагических! (25) А трагедии в музейных залах, чрезвычайно редко, но происходят. (По Г. Петрову)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
8. Определите и запишите микротему 4 абзаца.
9. Определите, каким средством языковой выразительности, является выражение бурю на море, буря на море.
10. В предложениях 22-25 найдите слово со значением «катастрофа, крушение, бедствие». Выпишите это слово .
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи. 1) работники сохраняют 2) сохраняют красоту 3) в музейных залах 4) происходят редко
12. Из предложения 20 выпишите грамматическую основу
13. Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.
14. Среди предложений 16-18 найдите предложение с вводным словом. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
15. Среди предложений 2-4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
16. Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
17. Среди предложений 12-14 найдите предложение, соответствующее схеме [- =],[-=,=,=,=]. Выпишите номер этого предложения.
8. Микротема 4 абзаца: причина необычного поведения картины Левитана была разгадана.
9. Выражение "бурю на море" является стилистическим средством языковой выразительности, конкретно метафорой, которая используется для описания состояния покрытой волнами картины.
10. Слово со значением "катастрофа, крушение, бедствие" в предложениях 22-25: трагедии.
11. Подчинительные словосочетания и вид подчинительной связи:
1) работники сохраняют - неполная (совершенного вида) подчинительная связь;
2) сохраняют красоту - неполная (совершенного вида) подчинительная связь;
3) в музейных залах - неполная (совершенного вида) подчинительная связь;
4) происходят редко - неполная (совершенного вида) подчинительная связь.
12. Грамматическая основа предложения 20: "дороги".
13. Тип односоставного предложения 5: повествовательное.
14. Предложение с вводным словом среди предложений 16-18: "Рассыпается холст, красочный слой трескается, желтеет бумага, выцветает акварель…" Синоним к этому предложению: "Происходят разрушения холста, трескается красочный слой, желтеет бумага, выцветает акварель…"
15. Предложение с обособленным согласованным определением среди предложений 2-4: "картина «Золотой плёс», принадлежащая Третьяковской галерее, вся покрылась волнами." Условия обособления: определение описывает субъект, обозначенный существительным "картина", не противоречит смыслу предложения и может быть вычеркнуто без нарушения грамматической связи.
16. Предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 12-14: "Приходили, дышали." Условия обособления: обстоятельство выражает способ действия и может быть вычеркнуто без нарушения грамматической связи.
17. Предложение, соответствующее схеме [- =],[-=,=,=,=], среди предложений 12-14: "Приходили, дышали." (предложение номер 12)