Прочитайте статью. составьте тезисный план текста. пользуясь справочными материалами, напишите аннотацию и рецензию (примерный объем каждой работы–1 страница).
университет и общество
у европейского университета – немало предшественников, начиная с древней греции и египта, арабского университета и классических центров образования, включая медицинские, наследником которых он стал. и хотя к философии сократа не благоприятствовала основанию университета, эллинистическое, римское, исламское влияние, да и вообще кросскультурные влияния заложили современных академических институтов в большей степени по образцу аристотеля, а не платона.
университет с «большой буквы» обеспечивает стандарт и высший уровень образования. если больше половины представителей возрастной группы после средней школы продолжают образование в установленных формах (в университете), можно вести речь о всеобъемлющем характере сектора, в рамках которого высшее образование выступает в качестве его составной части, а университет является сегментом последней. но разве это плохо? разве за этим не открывается для многих возможность подняться по социальной лестнице и улучшить свою жизнь в результате получения образования, а не путем карьеры в армии или церкви, как в старые времена? не является ли эта возможность желанной и для бизнеса: ведь она конкуренции на рынке труда за счет высокооплачиваемых и привилегированных должностей? таким образом, университеты все заметнее выделяются среди прочих учебных заведений.
в наши дни уровень развития и разнообразие – важные характеристики системы образования. во всем мире университеты установили собственные стандарты и структуры, в итоге сформировав единую сеть, которая отвечает их общим интересам. тем не менее они по-прежнему сильно зависят от национальных (государственных) систем образования. при этом существуют проблемы, традиционные для университета, но серьезно осложняющие его жизнь в ближайшее десятилетие.
первая – следствие становления так называемого «общества знаний». сохранит ли университет свою функцию в будущем, основанном на обобщенных знаниях? сумеет ли он подтвердить свою конкуренто на рынке идей, да и за его пределами? истоки проблемы можно усмотреть в антагонизме между элитой и гражданским обществом, с одной стороны, и квалификацией и занятостью, с другой.
вторая проблема обусловлена необходимостью трансформации результатов научных исследований в учебные программы. удастся ли превратить традиционные университеты в учебные заведения, открытые для периодической учебы на протяжении активного периода жизни человека?
что же касается собственно образования, то университет не только молодому поколению стипендиями, научным знанием и руководством, но и учит молодых быть ответственными гражданами (что проявляется как результат социального моратория, в рамках которого университет играет роль социально адаптирующего фактора). для молодых и старших своих членов университет предлагает защищенное пространство, где можно создать твердую основу для сохранения демократической элиты, которая нигде больше и не может быть сформирована. наконец, в университетах научные исследования всегда (по крайней мере, должны быть) тесно связаны с обучением и преподаванием, хотя такая связь не может оправдать единообразие этих двух аспектов университетской деятельности: и та и другая должны только обогащать друг друга.