Прочитайте отрывки из статьи Владимира Солоухина «Океан родной речи». Объясните смысл названия. Определите стиль текста. ...Всякий разговор о языке полезен. Язык – это неисчерпаемый склад материала, склад слов-кирпичей... Из одинаковых кирпичей строятся дома, сараи, дворцы, пакгаузы, захолустные города и блистательные столицы. Архитектурные сооружения, построенные из равнодушного материала, получаются уже разными по характеру, по стилю, по красоте, по одухотворенности, по звучанию, по эмоциональной окраске. Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму куба, бутылки, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. Словарный состав языка – это хлорофилловые зерна, растительные клетки, которые в зависимости от запрограммированности комбинируются то в железный дуб, то в гнилую осину, то в пышную розу, то в скромную незабудку, то в мягкую траву-мураву, то в верблюжью колючку. Много языков внутри одного языка, ну, или, скажем мягче, много разных языковых сфер, разных стилей. 1. Определите тему, основные мысли текста. 2. Объясните значение слов: одухотворенность, эмоциональный, захолустный, амфора, пакгауз, сфера (обратитесь к словарям) - письменно. 3. Какие слова употребляются в переносном значении? Понаблюдайте за использованием в тексте такого средства выразительности, как сравнение. 4. Выполните лексический разбор слова язык по предложенному плану: 1). Каково лексическое значение слова в данном тексте? Указать, является слово однозначным или многозначным (если слово многозначное, то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений). 2). В прямом или переносном значении употреблено слово? 3). Какие синонимы и антонимы имеет данное слово? 4). Какова стилистическая характеристика слова (разговорное, книжное, стилистически нейтральное)? Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словарях? 5. Запишите антонимы к многозначному слову мягкий (обратитесь к словарю). Какие текстовые (контекстуальные) антонимы к прилагательным грязный, гнилой, пышный используются в тексте? Какова их роль?
1. Для объяснения значения слов из текста я предлагаю рассмотреть следующие определения:
- Одухотворенность: состояние или свойство, которое внутренне освящает, наделяет душу сакральностью, возвышенностью, глубиной.
- Эмоциональный: связанный с чувствами, проявляющий эмоции.
- Захолустный: отдаленный, небольшой, малозначительный, оживленный.
- Амфора: древнегреческое глиняное или каменное сосуд для хранения жидкости, обычно с двумя ручками и двумя узкими горлышками.
- Пакгауз: склад или хранилище, особенно используемое для торговых товаров.
- Сфера: область, сфера деятельности, сфера влияния.
3. В тексте употребляются слова в переносном значении, так как автор сравнивает язык с разными предметами и явлениями, чтобы описать его разнообразие и многообразие. Примеры таких сравнений - "язык - это океан", "словарный состав языка - это хлорофилловые зерна, растительные клетки, которые в зависимости от запрограммированности комбинируются".
4. Проанализируем лексический разбор слова "язык":
- Лексическое значение слова в данном тексте: язык в данном тексте описывается как неисчерпаемый склад материала, океан, сфера, хлорофилловые зерна и другие предметы, что подчеркивает его разнообразие и многообразие.
- Слово является многозначным, так как имеет несколько значений: язык, используемый для общения и передачи информации, а также язык как часть культуры и идентичности народа.
- Слово употреблено в переносном значении, так как автор использует его для сравнения с разными предметами и явлениями.
- Синонимы слова "язык": речь, родной язык, общение.
- Антонимы слова "язык": безмолвие, неговорение.
- Стилистическая характеристика слова "язык" в данном тексте - нейтральная. В словарях особенных помет, указывающих на особенности употребления слова, не приводится.
5. Антонимы к многозначному слову "мягкий" можно найти в словаре, так как они более точно определены и официальны. Но в данном тексте нет прямого упоминания антонимов к слову "мягкий". Однако в контексте текста противопоставление мягкому может быть выражено словами грязный - чистый, гнилой - свежий, пышный - скромный.
Таким образом, смысл названия "Океан родной речи" заключен в том, что автор сравнивает язык с океаном, чтобы подчеркнуть его многообразие и разнообразие. Текст можно определить как художественно-публицистический стиль, так как в нем присутствуют описания и эмоциональные оценки, а также некоторые элементы научного и публицистического стилей.