Прочитайте группы предложений под номерами i и ii. какая из них
является текстом? вспомните, какими свойствами обладает текст,
и объясните, почему нельзя назвать текстом другую группу предложений.
i. арто ел свою долю в сторонке, растянувшись на животе и положив на хлеб обе передние лапы. дедушка и сергей поочерёдно
макали в соль спелые помидоры, из которых тёк по их губам и рукам
красный, как кровь, сок, и заедали их сыром и хлебом. насытившись,
они напились воды, подставляя под струю источника жестяную
кружку. слышно было только, как жевали три пары челюстей.
не торопясь, медленно, в молчании, как едят настоящие труженики, принялись трое за свой скромный обед.
ii. убрали хлеб, и на три дня опять напросился дождь. но был
он тихий и услужливый — унять пыль, помягчить усталую затвердевшую землю, промыть леса, которые под долгим солнцем повяли
и засмурились, подогнать на свет божий рыжики, которые нынче
опаздывали, пригасить чадящие дымы и горькие, разорные запахи
. и падал этот дождь светло и тихо, не забивая воздуха
и не закрывая далей, не давая лишней воды, — сквозь неплотные,
подтаивающие тучи вторым, прореженным светом удавалось сочиться солнцу. все три дня было тепло, мякотно, дождь не шумел,
приникая к земле, и не набирался, после него и луж не осталось,
и подсохло быстро.
(в.астафьев)
попробуйте в группе предложений под номером i расставить предложения на свои места, и тогда у вас получится отрывок из рассказа
а.и. «белый пудель».
определите грамматические основы в отрывке i. укажите, чем выражены подлежащие. объясните употребление знаков препинания в выделенном предложении. как вы думаете, для чего в одном предложении автору понадобилось несколько обстоятельств? что они подчёркивают? какова роль обособленных членов предложения в тексте?
определите грамматические основы в отрывке ii. какова структура
предложений? обратите внимание на союзы, которые являются средством связи предложений в этом тексте. какова их роль? определите лексическое значение слов, выделенных курсивом. к какому разряду
лексики с точки зрения употребления относятся эти слова? в чём особенности употребления слова, выделенного полужирным шрифтом?
ответ:1-текст
Объяснение:
В 1-й группе предложений есть тема,связь предложений между собой,поэтому это текст.
Во 2-й группе нету связи между предложениями,и смысла.По этому это не текст.
1) Текст - это последовательность предложений, объединенных смысловым, логическим и грамматическим связями. Он обладает определенной структурой и целью, например, сообщение информации, выражение мыслей, повествование и т. д. При определении того, является ли группа предложений текстом, необходимо учитывать эти свойства текста.
2) Группа предложений i, которая представляет собой описание действий и происходящего в отношении героев, является текстом, так как:
- она содержит последовательность предложений, связанных друг с другом;
- она преследует цель передачи информации о действиях персонажей и их окружении;
- она имеет связь между предложениями, например, хронологическую связь между действиями героев их обеда.
3) Группа предложений ii, которая представляет собой описание погодных условий, не может быть отнесена к тексту, так как:
- она не имеет логической связи между предложениями. Предложения являются отдельными фрагментами, описывающими различные аспекты дождя и его эффекты;
- она не имеет определенной цели передачи информации, а является скорее описанием окружающей среды;
- отсутствует связь между предложениями, что делает их последовательность бессвязной и неразборчивой.
Теперь перейдем к разбору а и ii предложений отдельно.
а) Анализ грамматических основ в отрывке i:
- Подлежащие в предложениях i выражены наречиями места и местоимениями ("арто", "они", "они", "они", "они").
- Знаки препинания в выделенном предложении ("не торопясь, медленно, в молчании, как едят настоящие труженики") играют роль обстоятельства манеры действия в предложении, подчеркивая, что герои едят с тщательностью и спокойствием.
б) Анализ грамматических основ в отрывке ii:
- Структура предложений в отрывке ii является сложносочиненной с союзами связи, объединяющими предложения.
- Союзы ("и", "но", "и") играют роль связи между предложениями, объединяя их и создавая логическую последовательность.
- Слова, выделенные курсивом, имеют лексическое значение, относятся к метеорологической лексике и характеризуют погоду и ее эффекты.
- Слово, выделенное полужирным шрифтом ("три"), указывает на количество дней, которые продолжался дождь.
Вывод: Только группа предложений i может быть названа текстом, так как она обладает структурой текста и имеет связь между предложениями, что позволяет передать информацию о действиях героев. Группа предложений ii не может быть названа текстом, так как предложения в ней не связаны между собой логически или грамматически, и она не имеет определенной цели передачи информации.