Прочитайте фрагмент из повести Ю. М. Полякова «О праве на боль». Сформулируйте основные проблемы, поставленные автором. Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь. Все понимают и так: была гражданская, была финская… и была — ВОЙНА — Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, кото-рый обрёл в огне этого испытания такой нравственный и исто-рический опыт, что ещё не одно пок..ление людей будет пости-гать его глубины. Вот где (по)моему следует искать жизне(н, нн)ый источник стра(н, нн)ого казалось бы явления вое(н, нн)ой лирики не вое-вавших пок..лений. Раскройте сборник любого поэта родивше-гося в 40-х 50-х даже 60-х годах и вы об..зательно найдёте сти-хи о войне. Они могут быть хуже или лучше но без них лирический мир человека знающего о фронте только из ус(?)-ных ра(с, сс)казов книг кинофильмов так(же) (не)полон как если бы в нём отсутствовала память о первой любви о матери раздумья о смысле жизни. Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном при-страстии: В пятидесятых рождены, Войны не знали мы, и всё жеВ какой-то мере все мы тожеВернувшиеся с той войны, — предлагает своё объяснение Николай Дмитриев. В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, ши-ре — вместе со всем народом… Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. Чело-веку, чьё Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передаётся из пок..ления в пок..ление, равно же как и гордость за одержанную Победу. Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком.
Выполните задания.
1) В первой части фрагмента автор подчеркивает, что когда мы говорим о войне, полагаем разные войны, гражданскую, финскую и Великую Отечественную, которая имеет особенное значение для России. Автор указывает, что эта война вошла в генетическую память народа, оставив нравственные и исторические следы. Он также отмечает, что поколения будут поглощать этот опыт еще долгое время.
2) Во второй части фрагмента автор утверждает, что стихи о войне можно найти в сборниках любого поэта, родившегося в 40-х, 50-х или 60-х годах. Он подчеркивает, что эти стихи могут быть более или менее удачными, но без них лирический мир человека, знакомого с войной, не будет полон. Автор убеждает нас в важности памяти о войне, так же как о памяти о первой любви, о матери и о жизненных размышлениях. Поэты, согласно автору, также пытаются разобраться в этом кровавом событии и исследуют его последствия.
3) В третьей части фрагмента автор указывает на важность и связь каждого человека с Великой Отечественной войной. Он говорит о том, что каждый из нас вместе с отцами или дедами пережил эту войну, и это связывает нас с народом. Также автор подчеркивает наличие двух видов боли — боль соучастника и боль соотечественника. Человеку, чье Отечество пережило эту войну, нет необходимости приобретать или выражать чужую боль, потому что она принадлежит всему народу и передается из поколения в поколение. Также автор упоминает гордость за победу. Он считает, что без переживания этой боли и без осознания трагического опыта, принесенного народом из войны, невозможно быть настоящим современным человеком.
Итак, основные проблемы, поставленные автором в данном фрагменте, связаны с значением Великой Отечественной войны для России и ее народа, важностью памяти о войне и ее влиянием на индивидуальный и коллективный опыт, а также с необходимостью осознания и понимания этого опыта для достижения полноценного самоопределения и современности.